Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 16 сентября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/39533/

Приют печальных судеб

рубрика: Образование
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ.

Администрация области ежегодно проводит смотры детских домов, социально-реабилитационных центров, многодетных семей. Каждый год этот конкурс имеет свои особенности. Нынче он назван "Хозяйка большого дома" и предполагает более близкое, чем обычно, знакомство с руководителями детских учреждений.


Первые детские приюты, которые теперь называют социально-реабилитационными центрами, начали открываться десять лет назад. Необходимость их создания была продиктована самой жизнью. Закрывались промышленные предприятия, шли сокращения в государственных учреждениях, колхозы переживали медленную агонию - значительная часть трудоспособного населения осталась без работы. А в маленьком городке найти новую работу не просто трудно - невозможно. Вот и появились тогда "дети перестройки" - голодные, раздетые сироты при живых родителях. В детские дома их оформлять долго, да и не всегда получается, а помощь нужна была немедленно. В угличской районной больнице отвели палату для детей, которым некуда было возвращаться после лечения - родители, оказавшиеся без работы, пили и бомжевали. Увы, число таких семей с годами только росло, и в 2001-м город передал центру часть здания бывшего детского сада. Место директора предложили Ирине Владимировне Глинской, которая 9 лет проработала в детском доме и хорошо знала, что такое неблагополучные дети. Прошлый опыт, конечно, помогал, но к работе в центре надо было подходить иначе. Если в детский дом дети поступают из приемника-распределителя, то здесь их надо было искать. Шестилетний ребенок не может знать, что есть место, где пустят пережить трудные времена, где накормят и не дадут в обиду. Вот и начали сотрудники центра колесить по деревням. Увиденное поразило видавших виды воспитателей. Заброшенные деревни, развалившиеся дома без крыш, пьяные взрослые и дети-"маугли", которые живут как зверьки. Трудно поверить, но не знают они, что такое чистая постель, нормальная одежда. И никакой еды, кроме хлеба, никогда не видели. Как выживают - загадка. Работать сотрудникам центра приходится не только с детьми, но и с родителями. Забрать ребенка в центр можно по заявлению родителей, а убедить их написать такое заявление, как правило, непросто. - Все дети любят своих родителей. Это непреложная истина. И ни один сотрудник центра ни на минуту не усомнится в том, что родители их воспитанников - самые лучшие и заботливые. И цель нашей работы - вернуть ребенку семью, - так считает Ирина Владимировна, хотя не записано это ни в одной инструкции о работе центра. Директору приходится искать деньги не только для покупки оборудования, медикаментов, но и добывать средства для лечения родителей от алкоголизма. Работа с родителями очень важна, она занимает много времени, но, конечно, главное - отогреть и вернуть к жизни маленького человека. "Дети к нам приезжают колючие как ежики, общаться не хотят, залезают под столы. Многого они просто никогда не видели, не знают, что такое котлеты, из еды больше всего любят хлеб - это знакомо. Стараются набрать с собой хлеба как можно больше". Сколько терпения, сострадания, любви нужно потратить на каждого из них, чтобы хоть немного залечить детскую душу! В свои 6 - 7 лет они прошли через такие испытания, которые и взрослый может не выдержать. На глазах у шестилетнего мальчика сгорели его брат и сестра двойняшки, а пьяная мать в это время была у соседей. Четырехлетнего мальчика родители сознательно морили голодом - им не нужен был лишний рот. А когда малыш поднял с пола рыбную кость, отец наступил ему на ручки. Маленького Женю нашли в поле, о себе знал немного, только имя и название деревни, где жил. На вопрос о родителях твердил: "Матка меня бросила". Нашли "матку", объехав несколько деревень, Женя остался дома. А через несколько дней мать привезла его обратно. Просит помочь закодироваться. Женя ходит, поражая взрослых отсутствующим взглядом, погруженный в себя. Пожив в пьяном домашнем кошмаре, одни дети поступают в центр агрессивные, озлобленные, не верящие взрослым; другие - замкнутые, всего боятся, плачут по ночам. Задержка психического развития почти у половины воспитанников центра. Педагоги, воспитатели, медики медленно, день за днем, ведут борьбу за физическое и душевное здоровье ребенка. "И мы наблюдаем, как из улитки, из панциря высовывается носик, потом потихоньку все остальное. Тогда начинают общаться". В центре с дошкольниками занимаются развитием речи, учат считать, петь, рисовать, лепить, готовят с ними праздники. "Когда видишь детей, с упоением исполняющих песню о любви к маме, то невольно думаешь о великодушии детских сердечек, которые, несмотря на предательство, продолжают любить родителей и верить, что будут жить вместе". Но, как правило, возвращение в семью бывает ненадолго и дети вновь попадают в центр. Нередко из центра они уезжают на постоянное место жительства - в детский дом. "На определенном этапе дети все равно понимают, что и в будущем их не ждет ничего хорошего, из детских домов и приютов они уходят с комплексами неудачников. Мы и дальше следим за их жизнью - кроме нас, они никому не нужны. И если они не потерялись и хотя бы не пьют, к нам приходят - мы счастливы". Понятия "рабочий день" у директора нет, даже ее собственные трое детей выросли рядом с мамой в детском доме. Теперь дочери-близнецы Маша и Настя говорят об одном из воспитанников центра - однокласснике: "Сегодня твой Шувалов на уроке не был, ты знаешь, где он?" Девочки понимают, что для Ирины Владимировны и чужие дети - свои. Может быть, для кого-то директор - должность, а для нее - образ жизни. Государство, заботясь о брошенных и неустроенных детях, лишь выделяет деньги на их жизнь, а свое внимание, душевное тепло отдают этим детям такие педагоги, как Ирина Глинская. И пока эта хрупкая женщина с добрыми глазами возглавляет большой дом - у ребят есть шанс не потеряться в жизни.