Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 30 сентября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/39758/

Объехали по кривой

рубрика: Образование
Автор: Виктор ФЕДОРОВ.

Один из способов борьбы с коррупцией, взяточничеством и казнокрадством – всеми признанный конкурсный метод распределения бюджетных средств, муниципальной и государственной собственности, земли и других ресурсов. Провозглашенный как принцип и вписанный в свод российских законов, конкурс отнюдь не стал нормой в работе наших чиновников. Этот факт подтвердила проведенная региональным управлением Министерства по антимонопольной политике (МАП) проверка городов и районов области, в ходе которой анализировалось соблюдение законодательства.


Как сообщила на заседании совета по поддержке малого предпринимательства его руководитель Наталья Сибрикова, конкурсы на размещение муниципальных заказов периодически проводят только в Ярославле, Рыбинске, Тутаеве, Угличе и Переславле-Залесском. Как самое большое муниципальное образование, Ярославль лидирует по количеству конкурсов по закупке различных товаров для городских нужд. Но при этом за 2002-й и семь месяцев 2003 года мэрия провела только один конкурс на право аренды нежилых помещений, хотя здесь самые высокие рыночные арендные ставки и высокая конкуренция за право занимать муниципальные помещения. Как объясняют этот факт сами чиновники городской администрации, все имущество уже сдано в аренду, поэтому, мол, по конкурсу и распределять нечего. В нескольких районах области по конкурсу активно сдается в аренду и продается земля. Так, в Гаврилов-Ямском МО начиная с 2002 года уже провели 14 таких конкурсов, в Большесельском – 37, а рекорд поставлен в Ростовском районе – 59 тендеров по распоряжению землей. Неважно с конкурсами на размещение муниципального заказа в таких районах области, как Ростовский, Гаврилов-Ямский и Пошехонский. Здесь тендеры проводят крайне редко, например, один раз в год на право поставки продуктов питания и сельхозпродукции в бюджетные учреждения. Есть и просто «провальные» муниципальные округа. Так, по данным областного управления МАП в Любимском, Переславском, Даниловском, Первомайском, Борисоглебском, Некрасовском, Ярославском, Брейтовском и Большесельском районах за весь 2002-й и семь месяцев 2003 года не проведено ни одного конкурса на право выполнения муниципального заказа. Например, в Переславле-Залесском в 2003 году заключено 42 договора подряда на капитальный ремонт жилого фонда, и все – без проведения конкурса. Местная власть объясняет это тем, что объемы работ для капитального ремонта превышают число подрядчиков, которых, кроме всего, не слишком привлекают условия труда и порядок оплаты работ. Однако в управлении МАП уверены, что такие аргументы просто несерьезны. По Бюджетному кодексу России все заказы органов власти на сумму более 200 тыс. рублей для муниципальных или государственных учреждений должны размещаться на основе конкурсов. Но в городах и районах области это положение российского законодательства соблюдается не лучшим образом. Некоторые главы муниципальных образований идут на явные уловки. Такой пример был приведен на заседании совета. В прошлом году в Рыбинском муниципальном округе администрация заключила два договора на аналогичные работы с одним и тем же научно-внедренческим центром. При этом размер муниципального заказа в обоих случаях составлял... 199990 рублей с копейками. По мнению специалистов МАП, иначе как обходным путем распределения бюджетных средств не по конкурсу подобные действия назвать нельзя. Для борьбы с такими случаями и нарушением законодательства глава ярославского управления МАП Наталья Сибрикова призвала всех предпринимателей и бизнесменов, которые что-то узнают о таковых планах местных властей, тут же сигнализировать об этом в ее ведомство. – В принципе любые ограниченные ресурсы – бюджетные средства, земля, недвижимость – должны распределяться обоснованно и на конкурсной основе, – считает руководитель ярославского управления МАП. – Ничего лучшего пока в рыночной экономике не придумано. Это может обеспечить справедливость и наибольшую эффективность распределения средств налогоплательщиков.