Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 05 марта 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/42030/

Полвека без тирана

рубрика: Образование

"5 марта 1953 года мне, воспитаннику Ленинградского Суворовского военного училища, запомнилось хорошо. Стоял в строю вместе с такими же, как сам, подростками. Шла вечерняя поверка. Прочитав список нашей роты от "А" до "Я", майор Антипов скорбным голосом в гробовой тишине зачитал правительственное сообщение о смерти Сталина.


Мы все, как по команде, зарыдали. А как иначе могло реагировать то юное поколение, воспитанное на кинофильмах "Сталинградская битва" и "Падение Берлина", на книгах, подобных роману "Хлеб", где через строчку "Сталин. За Сталина...", на песнях из разряда "Сталин - нашей юности полет...". Не говоря уже о "сталинских" колхозах, заводах, клубах, улицах и целых городах, названных именем "вождя народов". Валерий Прохоров, суворовец 50-х годов. 50 лет назад умер Сталин. Событие это стало одним из рубежей в нашей истории. До сих пор мы говорим "до войны" и "при Сталине". Историк Михаил Гефтер в 80-х даже утверждал: "Сталин умер вчера". Но историки часто бывают неправы. Двух поколений, выросших за это время, вполне достаточно, чтобы все победы и ужасы сталинизма провалились в незапамятные времена, а сам "вождь народов" стал восприниматься с той же степенью эмоциональности, что и Иван Грозный. Мы попросили учеников одной из ярославских школ написать сочинение на несколько провокационную тему - "Мой Сталин", а потом выбрали из них несколько отрывков, которые наиболее ясно демонстрируют, что думает о "Великом и Ужасном" подрастающее поколение. Алексей Корнеев, 11-й класс: Сталин для меня - это прежде всего историческая личность, которая наряду со многими другими делала историю моей страны. Благодаря (во многом) ему мы даже в настоящее время можем гордиться тем, что живем в России (хотя на самом деле современная Россия - вовсе не объект для гордости). Он закладывал свой камень в создание суперстраны. Любой понимает, что без жесткой руки это невозможно. Я не имею в виду репрессии и так далее, но я считаю, что глава государства должен иметь целью улучшить состояние России, а не свое собственное. Артем Кондаков, 11-й класс: Чем больше я узнавал об этом человеке, тем больше ужасался... Несомненно, что в тяжелые времена в стране должно быть жесткое правительство, но то, каким был Сталин, не укладывается у меня в голове. Возможно, правление Сталина и спасло страну от фашизма - но какой ценой! Сталин опорочил все то, за что люди боролись в 17-м году. Он на месте прежней монархии создал свою собственную - культ личности. Без подписи: Сталин для меня ничего не значит. Все, что я о нем слышу, я стараюсь пропускать мимо ушей. Он - тиран, загубивший сотни тысяч жизней, поставивший страну на колени... Иван Кулаков, 11-й класс: Сталин - это прежде всего гений. Злой гений, но я думаю, что Сталин был прежде всего человек своей эпохи. Никто другой так не подошел на роль вождя, как он, - целеустремленный, циничный, умный... Да, для него ничего не стоила человеческая жизнь - но политики всегда мыслят миллионами жизней. Невозможно забыть бессмысленные репрессии, его безумную жажду абсолютной власти - но ведь народ ему верил! По-моему, избранный тогда путь был все-таки верным - и многих ошибок можно было бы избежать, если бы эпоха была другой. По крайней мере, при нем наша страна не была зависима от США и все люди на советском пространстве смотрели в будущее, гордо подняв голову. Анна Бондаренко, 10-й класс: Я отношусь к Сталину отрицательно. По моему мнению, в его цели не входила забота о людях, была лишь одержимость властью. Я была поражена, когда узнала, что делалось с людьми, которые выиграли вторую мировую войну. Они возвращались на Родину в надежде на дальнейшую благополучную жизнь, но на самом деле их ждала еще одна "война". Люди, попавшие во время войны в плен, считались у нас врагами и изменниками, сидели в тюрьмах, подвергались допросам и пыткам. Поэтому я не согласна с теми, кто считает Сталина достойным человеком. Подготовил Андрей МИХАЙЛОВ. На снимке: с людьми, которые выходят на улицу с такими плакатами, бесполезно дискутировать о роли личности в истории. Нынешние школьники оценивают сталинскую эпоху гораздо адекватнее. Фото Юрия БАРЫШЕВА (из архива редакции).