Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 07 марта 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/42103/

Главней всего свобода в доме

рубрика: Образование
Автор: Марина МОРОЗОВА.

Алена Данилова живет белой вороной – так многие считают. Другие недоумевают – зачем?


А она просто знает, чего хочет. Уже в раннем детстве, когда родители привезли ее в поселок Кстово из Плесецка, она твердо знала, что будет детским врачом. Отлично закончила школу, так же отлично – Ярославский мединститут. На последнем курсе вышла замуж, вскоре родился маленький Саня, а следом через год – Витя. Когда мальчишки доросли до ясельно-детсадовского возраста, она решила: до школы останутся дома. Потому что детсад, лагерь, коллектив, живущий в одном усредненном ритме, что называется, строем на горшок, не воспитает личность без комплексов, не сохранит, не разовьет индивидуальность, заложенную природой. У детей всегда было много самых разных игрушек. Необязательно модных или дорогих. Алена брала мальчишек с собой в магазин и никогда не говорила детям, что нет на игрушки денег. Ребенок все равно не поверит, так как видит, что мама накупила продуктов целую сумку. Когда с финансами было трудно, она покупала книжку-малышку за копейки, и братья воспринимали это как ценнейший дар. Кстати, Даниловы никогда не считали детей маленькими в духовном плане: никаких «сю-сю», все было по-настоящему. Горькое лекарство не засовывали в сладкую конфету, малыши сознательно глотали горькое. Случались и ссоры, и наказания. Но всегда родители дружили с детьми. Даниловы не ставили задачу вырастить вундеркиндов. Но уже в три года мальчики проявили устойчивый интерес к буквам, в четыре начали складывать слова, перечитывали старые Аленины детские книжки. «Когда пришло время готовиться к школе, я вдруг увидела, что они еще такие маленькие! Поднимать ни свет ни заря, тащить их, сонных, куда-то с тяжеленными ранцами... А в школе все время холодина, уроки срываются, учителя без зарплаты... Нет, решили мы с мужем, первые классы дети освоят дома». Когда пришли с шальной мыслью в школу, узнали, что такая форма обучения предусмотрена законом. Молодым амбициозным родителям разрешили растить маменькиных сынков, изолированных от настоящей жизни... Так про них и думали многие учителя. Даниловы думали о другом. Они хотели продлить детство своим мальчишкам. «Да мне нравится эта фраза – растить маменькиных сынков. А чьи же они, как не мои! К тому же именно родители, а не учителя, не воспитатели должны быть первым и главным авторитетом у детей». Даниловы заключили договор со школой. Первые два класса не придерживались строгого расписания. Дети нормально высыпались, полноценно и вовремя завтракали и обедали. Сразу взялись учиться по развивающей системе Занкова, преимущества которой Алена оценила не сразу. Терпеливо осваивали: мама – методику, дети – падежи, основы химии, геометрии... Новый материал ребята брали самостоятельно в учебниках, мама вмешивалась крайне редко. Построили свою систему контроля: братья Даниловы отвечают уроки каждый день. Оценки только две: «справился» и «не справился». «Когда мы пришли в школу, чтобы написать контрольную, учительница рассадила мальчишек за разные парты, чтобы не списывали друг у друга. А они даже не поняли зачем, потому что и до сих пор не знают, что такое списывать! Они не боятся двоек, учительского гнева, родительской трепки, как их школьные сверстники. Они учатся для себя. В третьем классе мы ввели расписание, те же 45 минут урок, короткие и большая перемена. Уроки чередовались в оптимальном сочетании точных наук с гуманитарными. Эксперимент продолжили в старших классах. Вместо труда и физкультуры добавили уроки английского и математики. Кстати, историю и иностранный преподает бабушка, профессиональный учитель. Если прекрасная погода на улице – можем себе позволить многочасовое катание на лыжах, поход в лес или на море на весь день. Вместе с папой дети берут в руки штангу, гантели. Недавно купили тренажеры. Все нормативы ребята сдают прекрасно. Вот это действительно физическая культура! Что в школе? Представьте, после часа интенсивных занятий потные, грязные, дурно пахнущие мальчики и девочки сидят в холодном классе. Где же тут культура, где здоровый образ жизни, если нет возможности принять душ и выглядеть красиво». С папой в выходные мальчики мастерят что-нибудь действительно полезное в хозяйстве, ремонтируют технику, сами делают подарки, помогают с коровой – вот вам и уроки труда. Саша несколько лет ходит в студию спортивного бального танца, Витя учится в музыкальной школе, занимается в кружке радиомоделирования. Здесь у них появились друзья, единомышленники. «Я знаю, что мои парни не станут толкаться в подъезде и лузгать от безделья семечки, потому что это неинтересно. В третьем классе мы купили компьютер, основу компьютерной грамоты ребята освоили с преподавателем, а теперь учатся самостоятельно. «Стрелялками» уже переболели, предпочитают не портить зрение. Если чемпионат по футболу или хоккею – могут смотреть до полуночи, мы не загоняем их спать, потому что завтра просто начнем занятия позже. Кстати, мы не прячем от них кассеты с эротикой или ужастиками. Никаких запретов». Какие они, ее мальчишки? Их любит весь дом за уважение к старшим, за доброе отношение к людям. У Саши – обостренное чувство ответственности. Просто гипертрофированное, как у самой Алены. Он – прирожденный командир, лидер и на второе место не согласен. Он всегда достигает цели терпением и трудом. Витю природа наделила щедро, все у него получается без особых усилий, само собой. Конечно, в девятом классе не обойтись без репетиторов по главным предметам. Затем – авиационный колледж. А там будет видно: работа, армия или институт... Но ребята уже сегодня понимают, что должны как можно раньше научиться зарабатывать... Вот такие у Алены маменькины сынки. Впрочем, и сама маменька не отстает. Занимается аэробикой, мастерски водит машину, ухаживает за коровой. Но как удается везде успевать? «Нужно просто по-настоящему любить себя, тогда обретешь любовь других. У каждого в нашей семье – своя жизнь. И это уважается. Не исповедую культа чистоты и порядка во что бы то ни стало. Вещи находятся там, где это удобно каждому из нас. Еще один секрет – никогда не жалуюсь на мужа, я просто предоставила ему полную свободу в том, что определено природой для мужчины, – быть добытчиком, стеной, опорой в семье. Не стоит придумывать себе идеал – мужчина всегда остается большим ребенком, требующим внимания и заботы. Володя много работает, а я создаю комфорт, уют. И это гораздо приятней, чем делать карьеру, потому что это – моя природа. Я чувствую себя по-настоящему свободной женщиной. И счастлива». г. Рыбинск.