Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 05 апреля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/42804/

Лествица на Небо

рубрика: Образование

Мы уже получили первые благодарственные отклики читателей, оценивших выступление на страницах газеты православных священников. Надеемся, что с благословения архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла слово пастыря станет постоянной рубрикой "Северного края".


Вот и перешли мы экватор Великого поста - Крестопоклонную неделю. Осталось меньше, чем пройдено. К тому же вторая половина поста насыщена праздниками и особенными службами Страстной седмицы. Однако пролетевшие недели оставили в нас чувство, что ничего из того, что надеялись совершить, мы не сделали. Надеялись поститься строго и честно, надеялись молиться, надеялись оторваться от того, что держит в течение всей жизни в плену суеты, вседневных забот, бессмысленного топтания на месте. Но теперь, когда виднеется конец пути, сознаем, что по-настоящему еще и не приступали к посту. Здесь нас поджидает разрушительный, подрывающий последние силы дух уныния - как же войти в Страстные Дни? Как встретиться со славой и торжеством Воскресения Христова - Святой Пасхой? "Не трудам, но простоте и смирению являет себя Бог", - тут же поднимает нас из лужи уныния преподобный Иоанн Лествичник и обращает телесную немощь нашу в благодать смиренномудрия. Действительно, опытные в духовной жизни отцы знают, что мы не тем спасены, что трудимся и достигаем каких-то результатов, - спасаемся той тоской души, которая нас влечет к Живому Богу, той любовью, которая влечет к Распятому нас ради и нашего ради спасения. Так вот, оказывается, что восхождение на духовную гору, на мысленную нашу Голгофу, требует никак не меньше сноровки, опыта и навыков, чем реальные восхождения на высочайшие вершины земли. И настоящим проводником в духовном восхождении нашем является святоотеческое наследие тех святых отцов, которые сами взошли на свою Голгофу и описали подробно и умело, как достичь того же. Одним из самых известных и опытных в практическом искусстве духовного совершенствования является подвижник VI века преподобный Иоанн Лествичник, получивший такое наименование за свой труд Лествица (по-современному Лестница). Вот его и вспоминает Православная церковь в ближайший воскресный день. Святой получил хорошее образование, но 16-летним юношей ушел в Синайский монастырь (на знаменитой горе Синай, где в свое время от самого Бога получил скрижали с десятью заповедями пророк Моисей). Более 60 лет преподобный Иоанн вел строгую подвижническую жизнь в посте, молитве, слезах и безмолвии. Таким образом, написанная им по просьбе его сподвижников-монахов Лествица есть неложное свидетельство настоящего духовного восхождения "от силы в силу". В ней превосходные советы для истинно ищущих Небесного. Лествица духовного восхождения - это ступени с земли на Небо, берущие начало в Вере и достигающие завершения в Любви. У преподобного Иоанна их тридцать, по числу лет Господа, когда Он принял крещение и вышел на служение людям. Смысл всей нашей жизни и заключается в том, чтобы взойти на такую духовную высоту, с которой бы все наши обиды, стремления достичь материального благополучия, или власти, или славы и все эти суетные терзания превратились бы в мелкую зыбь на бескрайних просторах всепобеждающей любви и самоотверженного сострадания. Ведь душа-то наша, если бы мы честно ее спросили, ищет не многих житейских благ и мелких минутных радостей, а одного большого и настоящего Блага, точнее даже Благого, и одной всепожигающей Любви, которая есть имя Божие. Если Бог распят злом, которое по сей день владеет землей, как могу я равнодушно и меланхолично заниматься благоустройством своего маленького гнездышка на надломленной ветке сухого дерева под названием "сей мир". Продуктом же жизнедеятельности "сего мира" являются наши дети. Не случайно в Евангелии, читаемом в это воскресенье, будет идти речь о бесноватом отроке, которого злой дух постоянно влечет к самоубийству, бросая то в огонь, то в воду, и это происходит с ним с раннего детства. Не о наших ли детях, которые стали духовно бесноватыми, говорит Евангелие. О том же предостерегал и апостол Павел: "Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся". Посмотрите на недетские лица наших детей, изуродованных телевидением, школой, домом, улицей и всеми, обретшими наконец полную свободу растления наших детей. Дети-убийцы, дети-наркоманы, дети-проститутки, дети-спекулянты и среди них ничьи дети - сотни тысяч беспризорных детей при живых родителях. Наши дети - будущее нашей страны, согласитесь, как-то по-новому звучит всем знакомое, некогда набившее оскомину плакатное клише. Дети, только что научившиеся говорить, на устах которых сквернословие вместо детского лепета. И сколь многие из них, еще не рожденные, если только их не убьют раньше рождения, уже в материнских утробах заражены вирусом безумия "сего мира". Хочется кричать к Небу: "Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты нас оставил!" "О род неверный и развращенный! - говорит Господь в воскресном Евангелие, - доколе буду с вами, доколе терплю вас?" Вот они, признаки последнего времени, - равнодушие и жестокость. Но как часто мы оказываемся, как те ученики Христовы, к которым первоначально привел бесноватого мальчика его отец, совершенно неспособными подать исцеление. И только постом, молитвою можем сохранить в себе Божественную силу, противостоять всякому злу. Постом - воздержанием от господствующих в "сем мире" похоти и растления, и молитвою - непрестанным единением духа нашего с Богом. "Бог воздает награду не множеству даров и трудов, но множеству усердия", - вдохновляет нас опять преподобный Иоанн Лествичник. Иерей Александр СМИРНОВ.