Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 31 мая 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/43986/

В начале жизни

рубрика: Образование
Автор: Татьяна БРАГИНА.

Школа-интернат № 9 находится за Волгой, в Среднем поселке. Через дорогу – сосновый бор. Запах смолы, тишина – почти деревенская. В интернате 196 воспитанников от 3 до 18 лет. Одних сиротами сделала жизнь, других – родители, потерявшие право воспитывать своих детей.


Обитатели школы живут «семьями» – разновозрастными группами по 15 – 20 человек в отдельных «квартирах». На каждую «семью» – пятеро взрослых: три воспитателя и два помощника. Ежегодно интернат дает «путевку в жизнь» примерно 30 подросткам. В этом году выпускников 28. Что ждет их впереди? – Обычно наши ребята после интерната, закончив 9-й класс, поступают в училища. В техникумы редко – один-два из выпуска, – рассказывает социальный педагог Светлана Шубина. – Училище требуется обязательно с общежитием, ребята ведь до 18 лет должны находиться под присмотром взрослых, а училища опеку не оформляют. В общежитии же какой-то контроль всегда есть. И трактористы мы, и плотники К сожалению, таких обеспеченных училищ в Ярославле немного – 13-е, 24-е, 11-е. В нынешнем выпуске 17 мальчишек, они в основном на эти ПУ и нацеливаются. Можно стать столяром-плотником. Тем более что в интернате хорошая производственная база, ребята уже здесь получают неплохую подготовку, и в училище по этому профилю их принимают охотно. Можно также выбрать профессию газосварщика, каменщика. В Мышкинском ПУ, с которым интернат сотрудничает не первый год, есть специальности тракториста, автомеханика и мастера сельхозпроизводства. В Мышкин отправляют ребят с легким сердцем: там благоустроенное общежитие и администрация внимательна к новичкам. Да и соблазнов, что ни говори, в Мышкине меньше, чем в Ярославле. У девочек своя специализация. Лена Солунина (на снимке) собирается в училище № 31, будет учиться на парикмахера. Ее старшая сестра, тоже воспитанница интерната, три года назад закончила ПУ-14 и поступила в техникум легкой промышленности. В школьной мастерской девочки постигают портняжное искусство – тоже с прицелом на будущее. Шьют для интерната нижнее и постельное белье, делают различные прихватки и теплушки на продажу. На вырученные деньги приобретаются нитки, ткани и прочее. Тут работают на самообеспечении – финансов, как водится, отпускают мало. На стенах мастерской очень недурные лоскутные панно – работы бывших выпускниц. Некоторые из них выбрали специальность швеи-закройщицы. Но о профессии швеи в интернате грезят немногие. По словам преподавателя Лидии Ситниковой, девочки чаще мечтают стать кондитерами или поварами. Понятно почему: рацион в интернате строго соответствует финансированию, а в детстве почему-то хочется шоколада. Детям в интернате не только конфет не хватает. Им часто и порисовать не на чем – интернату приходится искать каких ни на есть спонсоров, чтобы хоть с бумагой помогли. А ведь здешние ребята художественно очень одаренные. На стенде в фойе – выставка акварелей выпускника 1995 года Сергея Ландышева. Он стал профессиональным художником, живет и работает в Ярославле. И свой интернат не забывает. Самый сложный для выпускников интерната момент – привыкание к новым условиям. Тут сплошные колдобины. Дополнительные проблемы порождает то обстоятельство, что дети в интернате городские, а учиться их часто отправляют в райцентры. Там все другое. А ведь подросткам и без того трудно. За время учебы в интернате они привыкают к постоянному руководству взрослых. Этот тотальный контроль не может не тяготить ребят, и, вырвавшись наконец на волю, они часто срываются. К примеру, в училище их кормят только обедами, а на завтраки-ужины раз в неделю выдают деньги. Ошалевший от невиданного богатства подросток способен спустить их за несколько часов и сидеть потом голодным несколько дней. Армия и ПУ – взамен техникума Интернат № 9 официально считается заведением «для детей с отклонениями в развитии». Но «отклонения» у них не природные, а социальные. Большинство ребят очень поздно начинают учиться. Недавно в интернат поступил 14-летний подросток из Фрунзенского района. Осенью он сядет за парту в 5-м классе! Выпускники интерната заканчивают 9-й класс в 17, а то и 18 лет, редко кто в 15-летнем возрасте. Но для взрослой жизни они и в 18 лет оказываются не готовы. Педагоги считают, что для мальчиков лучший вариант – служба в армии. Им там, как ни странно, легче, чем домашним детям. Отслужив 2 года, вчерашние пацаны куда уверенней встают на ноги. Некоторые и в техникумы потом поступают. Кстати, почему все-таки так мало ребят из интерната идут учиться в техникумы? Формально, по закону, никаких проблем с поступлением у них возникать не должно. Они имеют право на получение двух профессиональных образований бесплатно. В идеале – ПУ и затем техникум. Но вот не так давно был случай – мечтал парень поступить в железнодорожный техникум, а подал документы в училище. Там он остается под попечением и получает от государства пенсию – 2160 рублей. В техникуме же ему пенсия не положена. Оплату жилья, питание и «обмундирование» в обоих случаях государство берет на себя. А из денег – в техникуме лишь полуторная стипендия. Около 800 рублей. Обратно в интернат бывших воспитанников начинает тянуть примерно через месяц после обретения свободы. Как-то вдруг выясняется, что единственное теплое место в этом чужом мире – старая школа. Да и куда еще им идти с первыми самостоятельными проблемами – не домой же. У многих ребят к моменту выпуска дома вообще может не оказаться. Дом и судьба – у каждого своя Прореха опять в законе. Несмотря на все постановления и проверки, родители ухитряются продать свое имущество и жилплощадь в том числе. Опротестовать подобные сделки исключительно сложно, интернат судится годами. Только недавно удалось получить комнату в малосемейке для бывшего воспитанника, оставшегося без жилья. До этого парень четыре года продолжал жить в интернате – больше негде было. Предсказать, как сложится судьба выпускника интерната, трудно. Иногда вполне благополучные дети вдруг срываются. Бывает и наоборот. Несколько лет назад направили в Мышкинское ПУ очень проблемную девочку. Переживали, как там Наташа. А она так раскрылась, что и не узнать. В ПУ ею не могли нахвалиться. Наташа так и осталась в Мышкине, нашла свою судьбу. Сейчас уже собственных детей воспитывает. Между прочим, по убеждению педагога Светланы Шубиной, чрезмерная опека оказывает подросткам дурную услугу. Они привыкают к тому, что государство им должно и всегда обеспечит, а стало быть, не грех и расслабиться. Имея в резерве право на второе бесплатное образование, можно по первости учиться спустя рукава. Но что тут изменишь? А по большому счету судьба каждого выпускника зависит от встреченного человека. Наставника или друга, неважно. Если попадется такой человек в начале пути, значит, все образуется. Впрочем, это для всех людей так, наверное. К Международному дню защиты детей (1 июня) Северный банк Сбербанка России провел благотворительную акцию. Банком были приобретены билеты в МП «Городской парк культуры и отдыха» на детские аттракционы в парки Ярославля. Билеты (более тысячи штук) распространялись через отделы социальной защиты районов города. Получателями их стали ребятишки из многодетных и неполных семей, воспитанники детских домов, сироты, дети-инвалиды.