Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 05 июня 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/44207/

Газетный киоск

рубрика: Образование
Автор: Ольга ЛАПШИНА.

Программа информатизации сельских школ, задуманная Министерством образования два года назад, близится к завершению. Но потребители новой услуги – администрации сельских школ – вовсе не ощущают, что стали пользователями глобальной сети, пишет «Коммерсантъ». В министерстве планировали изначально, что школы будут подключать к Интернету с помощью устройств спутниковой связи. Принцип их работы основан на том, что входящий сигнал станция получает непосредственно с орбиты. А исходящий отправляет по обычным телефонным проводам. Однако телефонные кабели проведены далеко не в каждой деревне. И восемь тысяч школ в большинстве регионов страны, за два года оснащенные спутниковыми тарелками, оказались обеспеченными однонаправленными каналами связи. Центр может направить информацию в регион, а регион не способен запросить то, что ему необходимо. Кроме того, даже поставленные в регионы тарелки в большинстве случаев не работают. Помимо установки, монтажа, наладки оборудования его необходимо еще и обслуживать в процессе пользования. А на это у сельских школ, во­первых, нет денег, а во­вторых, персонала, обученного правильному обращению с технической новинкой. По мнению специалистов Федерации интернет­образования, начинать нужно было с телефонизирования деревень, чтобы разговор центра и регионов стал диалогом. А уж потом переходить к информатизации целого региона через спутниковую связь, подключая к решению проблемы все ведомства, а не только органы образования. Чем хуже больницы или районные администрации?


Хотя идеологи модернизации российского образования много говорят о сохранении и укреплении здоровья детей, а это в первую очередь предполагает снижение учебной нагрузки, облегчения не наступает, высказывается в «Российской газете» доктор медицинских наук Марина Степанова, заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. Исследования последних лет, которые проведены в разных регионах и в бывших союзных республиках, показывают: учебная нагрузка – самый значимый фактор в формировании здоровья детей помимо просторных кабинетов, удачного светового режима, регулярного проветривания. Причем установлено, что на начальном этапе именно нагрузка является пусковым механизмом, который определяет весь стиль жизни ребенка. Ведь если в школе она большая, то, как правило, и на дом задают много. Соответственно учебный день у детей среднего школьного возраста может растягиваться до 15 часов. На старшей ступени положение полегче. Учащиеся научились приспосабливаться, учат не все предметы подряд, а избирательно. Врачей беспокоит и другое. Школы перешли с трехлетнего на четырехлетнее начальное обучение, а учебные программы не сократились. Там, где идет эксперимент по модернизации, второклассникам добавляют новые предметы, иностранный язык и информатику. А ведь в школу сейчас приходят шестилетки, поэтому первые классы должны быть особенно щадящими. Школы не выполняют требования, зафиксированные в санитарных правилах. Очень часто проводят занятия, не включая их в сетку расписания. Существует практика нулевых уроков, факультативов, которые должны входить в объем предельно допустимой нагрузки, но не входят. А учебные планы по сравнению с тем, что было двадцать лет назад, и так раздуты вдвое и даже втрое. Гигиенисты давно твердят о необходимости экспертизы образовательных технологий. Ведь очень часто различные учебные ноу­хау противоречат психологическим и физиологическим особенностям детей. Многие школы объявляют себя «здоровьесберегающими», но на сегодня только одна программа и одна технология получили санэпидсертификат на использование в образовательных учреждениях. О том, как собирают деньги на строительство детских домов семейного типа (детские деревни SOS), рассказывает «Комсомольская правда». Елена Сергеевна Брускова, президент российского комитета «Детские деревни SOS», занимается этим 10 лет и ставит в пример Европу. Там юбиляры заранее предупреждают приглашенных: пожалуйста, не приносите подарков, я собираю деньги на то­то и то­то. Бывают даже свадьбы без подарков. В Норвегии недавно, идя с кружкой из дома в дом, за один день собрали 17 млн. долларов на детские деревни. Кто­то давал сотни, кто­то копейки. В Европе вообще сбор народных денег на нужды каких­то общественных организаций принят, там есть на это свои технологии. Но у нас тоже положение меняется к лучшему. Когда строилась первая деревня в Пушкине, на каждый дом вешали табличку, на чьи деньги он построен. Там только иностранные имена. А сейчас будет строиться деревня в Москве, в Бутове – там будут таблички и с русскими именами. Комитет поддерживает продуманную связь с друзьями. Недавно пришло письмо от незнакомой женщины. Она рассказывает о смерти подруги, что та наказала все деньги, ею за жизнь собранные, отдать деревне. Этих денег – три тысячи рублей. Но главное – человек перед смертью думал о детях­сиротах. Или помогал комитету мелкий предприниматель, разорился, написал: больше не смогу, извините. И вдруг через несколько месяцев новое письмо: я так скучаю без ваших писем, решил бросить курить – хоть какие­то деньги смогу послать детям. И на этих историях воспитываются дети в деревнях SOS.