Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 17 июля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/44850/

Вузовский привет школьному ЕГЭ

рубрика: Образование
Автор: Екатерина АБРАМОВА.

Экзамены


Бессонная ночь, хмурое утро и несколько часов интеллектуального напряга. Первый вступительный экзамен в вузы абитуриенты области сдали вчера. Кто-то писал сочинение, а кто-то – тесты. Иной альтернативы нынешним выпускникам не предоставили. Все дело в том, что в 2004 году приказом Министерства образования РФ все вступительные экзамены в вузы сдаются в письменно-тестовой форме. Исключением стали творческий конкурс на журфаке, устные экзамены на филологии и инязе педагогического университета, а также на нескольких факультетах ЯрГУ. Сначала выпускников школ мучили единым госэкзаменом (ЕГЭ), а потом чиновники преподнесли им еще один сюрприз. В первый день вузовского эксперимента мы пообщались с самими испытуемыми. И оказалось, что главная проблема все в том же – хромает организационный момент, что в стрессовой ситуации, когда на кон поставлено будущее абитуриента, может сыграть решающую роль. Влад, Евгений и Дмитрий сдавали историю Отечества на теологическом факультете ЯрГУ. Тест из 50 вопросов, подразумевающих как односложные, так и развернутые ответы. На все про все – два часа. – Это очень мало, – считает Влад. – В результате я не все успел переписать из черновика. Конечно, его приняли вместе с чистовиком, но при выведении оценки учитывать не будут. – Кроме того, мешала бумажная путаница, – дополняет Евгений. – Нумерация в бланке с вопросами не совпадала с нумерацией в бланке ответов. Поэтому многие, когда переписывали ответы с черновика на чистовик, сбивались. Некоторым даже приходилось менять бланки, что, конечно, отняло много времени. – Есть еще один недостаток, – добавляет Дмитрий. – На некоторые вопросы можно ответить неоднозначно. Я, например, очень хорошо разбираюсь в истории, поэтому мне известны такие нюансы, которые не учитываются при составлении вопросов, а предлагаются только конкретные варианты ответов. Это очень неудобно. Конечно, коммуникативный аспект экзаменационного процесса очень важен. При общении с преподавателем абитуриент «показывает себя». Манера говорить, формулировать свои мысли и, безусловно, знания – визитная карточка будущего специалиста. Тем более в гуманитарной области. Ребята говорят, что при некоторых плюсах тестирования («при таком количестве вопросов есть шанс, что хоть какие-то ты знаешь»), все-таки им хотелось бы сдавать историю устно. – Родители мечтали, чтобы я стал экономистом, – рассказывает Влад. – Однако я всегда чувствовал тягу к Церкви, и понял, что выбор надо делать мне. К счастью, семья меня все-таки поддержала. В будущем я планирую стать священнослужителем. Друзья юноши тоже хотят посвятить себя служению Богу. И, откровенно говоря, это чув-ствуется при общении: особая энергетика исходит от этих мальчишек, спокойствие, открытость и искренность, а эти качества для будущих священнослужителей незаменимы. К сожалению, убедиться в этом удалось лишь автору этих строк, а не преподавателям, которые вместо людей познакомятся лишь с их «бумажными» ответами. Как говорили секретари приемных комиссий вузов, пакеты с вопросами вскрывались на глазах абитуриентов прямо в аудитории. А до того они хранились в сейфе учебного отдела. Составляют вопросы председатели предметных комиссий. И то, что другим преподавателям формулировки неизвестны, также доставляет немало хлопот. Вчера в одном из вузов, например, случился курьез – абитуриентка не поняла вопрос (который должен быть предельно конкретным) в тесте по химии и обратилась за помощью к членам комиссии. Скоро над заданием ломали головы все присутствующие, а лимит времени исчерпывался. А вот если бы девушка сдавала предмет устно, преподаватель мог бы изменить формулировку вопроса или задал другой. Сегодня абитуриенты познакомятся с результатами первого эксперимента, а руководство вузов – с мнением секретарей приемных комиссий по поводу реформы. А что думают об этом учителя и преподаватели вузов? Татьяна Семеновна ЗЛОТНИКОВА, профессор кафедры культурологии Ярославского педуниверситета, доктор искусствоведения: – Я отношусь к нововведению категорически отрицательно. Это продолжение политики формализма и унификации личности, которое губительно отразится на образовательном процессе. Нельзя исключать личностный аспект, ведь профессионально человек с определенным набором качеств может быть более пригоден, чем только интеллектуально подкрепленный. А личность видна именно в общении. Но самое грустное, пожалуй, то, что наши абитуриенты готовы к такой экзаменационной форме. Школа отучает говорить, она побуждает будущих абитуриентов к формальной подаче выученных позиций. Поэтому с этой точки зрения данное новшество – привет ЕГЭ. Хотелось бы отметить еще один важный момент. Система оценки письменных тестов непублична, в отличие от устного экзамена, где балл оглашается в присутствии абитуриента и членов комиссии, а это, на мой взгляд, снимает с преподавателя ответственность. Образовательная реформа взята у Запада, но там растят не интеллектуалов, а узких специалистов. Светлана Анатольевна БЕЛОВА, завуч средней школы № 37, преподаватель англий-ского языка: – Наверное, не найти учителя-гуманитария, который был бы согласен с тестовой формой вступительных экзаменов. Самый главный вопрос: что дает нам это нововведение? Ничего. Основная наша цель – научить человека общаться. А в данном случае она совсем не реализуется. Людмила Валентиновна БАЗУНОВА, старший преподаватель кафедры географии ЯГПУ имени К. Д. Ушинского: – Может быть, знания по некоторым предметам и надо контролировать тестированием, но по гуманитарным – ни в коем случае. Ведь здесь проявляются речемыслительные способности абитуриента. Я считаю, что географию необходимо сдавать именно устно. Преподаватель Ярослав-ской медакадемии, пожелавший остаться неназванным: – Мне кажется, что вокруг новой реформы слишком много шумихи, все просто нагнетают обстановку, а на самом деле за тестовым контролем – будущее. Это удобно и позволяет проверить качество знаний абитуриента в большем объеме, нежели при устном экзамене. Кроме того, во время письменной работы человеку легче сконцентрироваться. Ко мне, например, пришел однажды отличник, очень эрудированный парень, так он от волнения двух слов связать не мог. Вот вам и преимущества личностного общения. * * * После окончания вступительных экзаменов руководители вузов оценят эффективность реформы и дадут заключения в Москву. Не исключено, что тестовая форма не получит одобрения. Что же касается выпускников, то их волнует пока только одно – лишь бы поступить.