Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 31 июля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/45095/

Лицом к пассажиру

рубрика: Образование
Автор: Евгений СОЛОВЬЕВ.

Вокзал Ярославль-Главный Северной железной дороги по праву считается не только лицом предприятия, но и нашего города. После реконструкции он выглядит как игрушка. Теперь очередь обновления дошла до билетных касс, в народе просто именуемых новым зданием Ярославля-Главного. В ближайшее время здесь пройдут серьезные изменения, общий смысл которых можно выразить одной фразой: все для пассажира и его блага.


Претворять в жизнь большие планы по модернизации вокзала выпало на плечи молодого начальника, 31-летнего инженера и педагога Дмитрия Тарасова. В канун профессионального праздника – Дня железнодорожника он рассказал газете о буднях и перспективах работы вокзала Ярославль-Главный. – Дмитрий Борисович, как вам удалось в 31 год стать начальником такого крупного вокзала? – Я родился в 1972 году в городе Орехово-Зуево, а всю юность провел в Костромской области. По первому высшему образованию я учитель биологии и химии. Работал в школе в Нерехте, но учителя сами знаете, сколько зарабатывают, поэтому приехал в 1993 году в Ярославль и устроился на железную дорогу сначала грузчиком, потом стал учеником слесаря, слесарем, осмотрщиком вагонов. Поступил на заочное отделение института работников железнодорожного транспорта, получил второе высшее образование – инженер по эксплуатации и ремонту вагонного хозяйства. До назначения на эту должность работал в отделе эксплуатации и ремонта дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров. Мою кандидатуру отобрала кадровая служба СЖД. Надеюсь, что справлюсь с этой работой. – Сейчас горячее время для вокзала – в разгаре летние поездки на юг. Справляетесь? – Наша задача – как можно комфортнее и без лишних проблем отправить пассажиров туда, куда они желают поехать. В этом году железная дорога открыла очень много новых маршрутов, в том числе и за границу. Наша новинка – поезда через Москву в Грецию (Салоники), Германию (Берлин), а также в Прагу, Будапешт и Софию. Ярославцы могут спокойно заказать билеты в эти страны прямо у нас. На южное направление ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в этом году пустило 136 поездов, в том числе Северная железная дорога через станцию Ярославль-Главный – 10 пар составов, предложив по сравнению с прошлым годом в два раза больше вагонов на Симферополь, в два с половиной раза – на Адлер, что дало свои результаты. За первое полугодие с нашего вокзала отправлено пассажиров на 5 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Пока у Северной железной дороги нет ярославских поездов на юг. Жители города едут отдыхать на проходящих с севера, в которых на область выделяется определенное количество мест, их сегодня не хватает. Поэтому у пассажиров иногда возникают сложности с покупкой билетов на проходящие северные поезда. В принципе сейчас мы работаем с каждым человеком индивидуально и находим приемлемые варианты, в том числе и с пересадкой через Москву. Мы готовы отправлять из Ярославля полноценный пассажирский поезд до 16 вагонов по направлениям Адлер и Симферополь. Сложность заключается в том, чтобы найти «окно» в графиках движения других составов. Руководство СЖД прорабатывает этот вопрос в ОАО «Российские железные дороги» и планирует пустить собственный поезд на юг следующим летом. Проблемы с покупкой в Ярославле обратных билетов из Симферополя связаны с тем, что Украина – это самостоятельное суверенное государство, которое вправе устанавливать свой порядок продажи проездных документов. Им выгоднее, чтобы их отдыхающие покупали там. Поэтому у нас такие сложности. Пока обратные билеты из Симферополя «закладываются» в систему «АСУ-Экспресс-2» только утром в 8-00 на 30 – 40 минут. Конечно, это очень жесткие условия для пассажиров, но вокзал здесь ни при чем – такие проблемы должны решаться на межгосударственном уровне. – Есть ли у вас продажа билетов по телефону или через Интернет? – Мы продаем билеты с доставкой на дом за дополнительную плату в размере 50 рублей с билета. Заказ принимается по телефону, после чего на машине доставляется клиенту. Эта услуга пользуется хорошим спросом – продается до 30 – 40 билетов в день. По Интернету же заказать пока нельзя. Осенью мы намерены усовершенствовать продажу билетов, внедрив новую систему «АСУ-Экспресс-3». Тем самым решится огромная проблема, которая сейчас создает немало трудностей пассажирам, – мы сможем заранее продавать билеты на проходящие поезда с указанием конкретного места. Человеку не надо будет приезжать на вокзал перед приходом поезда, что ночью особенно затруднительно, и ждать, будет ли на поезд лишний билет. Все это можно сделать заранее в удобное время. – Но до сих пор многие поезда опаздывают... – Сейчас у нас введены очень жесткие требования по соблюдению графика движения поездов, особенно пассажирских. Еженедельно начальник СЖД лично разбирается в причинах всех крупных задержек. Одновременно на всех российских железных дорогах введено правило, что все компенсации и штрафы за опоздание будет платить та дорога, по чьей вине это произошло. Эта мера уже привела к тому, что опозданий стало меньше и срок задержек составов существенно сократился. Опоздания поездов из Москвы связаны с тем, что в Ярославле существует очень узкий узел приема составов на участке Полянки – Ярославль-Московский – Которосль – Ярославль-Главный. По перспективному плану развития СЖД предусмотрено строительство обходных путей от станции Молот до станции Полянки, что позволит транзитным грузовым поездам проходить мимо узкого участка пути в Ярославле, тем самым разгрузить его для пассажирских поездов. Кроме того, летом традиционно на железной дороге выполняется основной объем ремонтных путевых работ. Мы заранее объявляем пассажирам о возможных задержках поездов. Хочу отметить, что все поступающие к нам жалобы я рассматриваю лично вне зависимости от их характера. Плохой или хороший пришел на вокзал человек, все равно он наш клиент, и мы обязаны его качественно обслужить. – Что запланировано сделать для улучшения работы вокзала? – Уже переделаны расписания поездов дальнего следования и пригородного сообщения – они теперь оформлены в едином стиле. В дальнейшем в конце 2004 – начале 2005 года будут начаты работы по рекон-струкции билетных касс, работающих на маршрутах дальнего следования. Здесь по аналогии с кассами в старом здании вокзала планируется сделать систему электронной очереди. При этом оборудуются сиденья для пассажиров, чтобы все не толпились у касс, а могли спокойно ждать своей очереди, смотря телевизор. В рамках обновления нового здания вокзала Ярославль-Главный планируется снос на втором этаже всех старых торговых павильонов и обустройство новых по современным стандартам. Это запланировано на 2005 год. По окончании летних пассажирских перевозок будут начаты работы по поднятию уровня второй пассажирской платформы, с которой отправляется большинство пригородных поездов. От людей поступает много жалоб, что им приходится с вещами и большим грузом забираться в вагоны по высоким лестницам. Реконструкция подобного рода должна финансироваться из двух источников: 70 процентов средств должна выделять мэрия Ярославля и 30 – СЖД. Стоимость всех работ согласно составленной смете – 30 млн. рублей, при этом дорога готова выделить свою долю (8 миллионов) хоть сейчас, но мэрия пока отказалась от участия в долевом финансировании. В любом случае в 2005 – 2006 годах эти работы будут выполнены. – Изменится ли работа телефонной справочной службы вокзала, до которой порой бывает очень тяжело дозвониться? – Да, мы получаем много нареканий от пассажиров по работе справочной службы. Дело в том, что у нас действует устаревшая система, установленная 15 лет назад. В справочной работают шесть телефонных номеров (79-21-11 и до 79-21-16) и шесть операторов, которые должны принимать заявки. Система функционирует циклически: если телефон 79-21-11 занят, то ожидание продолжается 20 секунд, после чего звонок переключается на следующий номер телефона – 79-21-12 и т. д. При этом все шесть операторов должны быть на месте, а у нас это получается не всегда. Поэтому звонок может переходить от одного к другому, отсюда и ожидание. Модернизация телефонной справочной находится в перспективном плане развития вокзала Ярославль-Главный на 2007 – 2008 годы. Мы намерены в ближайшее время установить прямой многоканальный телефон, по которому человек сразу бы до-званивался до оператора. Стоимость такой современной справочной не один миллион рублей. В более далекой перспективе возможно создание автоматической компьютерной справочной, когда машина будет с помощью голосового анализатора отвечать на конкретные вопросы пассажира: время отправления поезда, стоимость билетов, наличие мест... – Вокзал считается местом притяжения околокриминальных личностей. Как сегодня решаются вопросы безопасности на Ярославле-Главном? – По уровню обеспечения безопасности вокзал Ярославль-Главный на хорошем счету в ОАО «Российские железные дороги». По всему вокзалу установлены камеры слежения, которые контролируют дежурные и линейный отдел внутренних дел на транспорте. Управление Северной железной дороги и мэрия Ярославля договорились, что на контроль нашей милиции будет отдана и привокзальная площадь, где по вечерам скапливается большое количество машин. На площади также установят камеры слежения. К сожалению, в линейном отделе внутренних дел на транспорте некомплект сотрудников, а это дополнительная нагрузка на остальных. – Кто сегодня работает на Ярославле-Главном? Тяжело ли найти человека на должность билетного кассира? – На вокзале работает 157 человек. Мужчин всего тридцать, поэтому наш основной кадровый костяк – женщины. Коллектив омолаживается, мы набираем девушек на работу, в частности, в билетные кассы, где сейчас устанавливаются новая компьютерная техника, программное обеспечение. У опытных кассиров, конечно же, оперативность работы выше, потому что они четко знают все станции и могут подсказать пассажиру лучший маршрут. Сейчас предъявляются серьезные требования к внешнему виду кассира: она должна быть всегда подтянута, обязана вежливо общаться с пассажирами. Работа кассира очень тяжела, ведь необходимо знание моря постоянно обновляющейся информации: все о документах, удостоверяющих личность, как лучше доехать до нужного пункта, все станции на железной дороге. Ответственность их также очень высока. Любая ошибка в билете может закончиться денежными взысканиями, хотя далеко не каждый пассажир, отходя от кассы, проверяет правильность их заполнения. А последнее, я напомню, его прямая обязанность. Мужчины у нас заняты поддерживанием жизнедеятельности всех служб вокзала. Огромное спасибо им за их каждодневный труд, потому что зарплата у них довольно небольшая, и значительную часть работников мы привлекаем не из Ярославля, а из-под Рыбинска, Нерехты и Данилова. От лица трудового коллектива вокзала Ярославль-Главный и Северной железной дороги я хочу поздравить всех ярославцев с Днем железнодорожника. Мы всегда рады помочь им и обеспечить комфортное путешествие не только по России, но и по всей Европе. Беседовал