Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 03 августа 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/45114/

Как министр министру

рубрика: Образование
Автор: Марина ЛЕМУТКИНА.

реформа образования


Министр образования России Андрей Фурсенко выставил на обсуждение педагогов пути развития реформы образования. Первым высказал свое мнение предшественник Фурсенко на посту министра Владимир Филиппов. Как сообщили «Газете.Ru» в Министерстве образования и науки, с 23 по 31 августа этого года пройдет V Всероссийский интернет-педсовет. Учителям предстоит понять, как проводить дальше реформу образования. Министр образования и науки Андрей Фурсенко уже сформулировал и предложил для широкого обсуждения ряд вопросов, представляющихся ему наиболее важными. Они таковы: «Что нам делать с единым госэкзаменом?»; «Нужны ли школе новые стандарты?»; «Кого готовят вузы?» и нужно ли россиянам «Учиться всю жизнь?». Предполагая, что итоги дискуссии могут во многом определить дальнейший ход реформы системы российского образования, «Газета.Ru» по-просила прокомментировать вопрос о ее целесообразности и задачах помощника премьер-министра России по вопросам образования Владимира Филиппова. – Министр Фурсенко открывает перечень вопросов, выносимых им на обсуждение, с вопроса о ЕГЭ. Что вы думаете по этому поводу? – Считаю абсолютно правильным, что вопрос о едином государственном экзамене будет обсуждаться с учителями. Нельзя принимать решение по ЕГЭ без учета их мнения. Однако с моей точки зрения априори, что подавляющее большинство директоров школ и учителей выступят против единого госэкзамена. И это естественно, поскольку по сути дела это то же самое, что и спросить их: хотите ли вы сами ставить оценки учащимся или чтобы результаты вашей работы оценивали независимые комиссии в рамках ЕГЭ? О том, нужен ЕГЭ или нет, надо спрашивать не учителей, а родителей и выпускников школы. Причем с моей точки зрения прежде всего нужно выяснить мнение родителей по двум позициям. Во-первых, что им и их детям удобнее: сдавать выпускные и вступительные экзамены одной или двумя сериями. А во-вторых, что бы они предпочли: подавать документы на поступление, как сейчас, в один-два вуза или иметь возможность на основе ЕГЭ по-ступать в несколько вузов одновременно. Ну, скажем, в десяток. И сделать надо, конечно же, так, как удобно родителям и детям. А учителям правильнее было бы задавать вопросы по технологии проведения ЕГЭ, и прежде всего по контрольно-измерительным материалам (КИМ). Общеизвестно, что нынешние КИМы неидеальны. Вот и надо спросить учителей, в чем они видят проблему КИМов и как их можно улучшить. Это будет профессиональный разговор, и учителя, как специалисты, смогут предложить много полезного. – А в чем проблемы перехода на новые стандарты школьного образования? – Предлагая к обсуждению эту тему, министр Фурсенко справедливо отмечает, что если мы решили перейти на профильное образование в 10 – 11-х классах, то придется вводить и предпрофильную подготовку на более ранней стадии обучения, а значит, менять содержание образования практически на всех ступенях школы. Понятно, без этих изменений обойтись нельзя, и думаю, что большая часть учителей поддержат введение профильной и предпрофильной подготовки. И не просто поддержат, а подскажут, что тут можно улучшить. Но главная проблема в другом. Наши школьные программы до сих пор слишком сильно перегружают детей, хотя уже давно была поставлена задача по их разгрузке. К сожалению, вследствие принятой у нас почасовой оплаты труда сами педагоги заинтересованы в сохранении или даже увеличении этой нагрузки. И это понятно, ведь чем больше часов ведет учитель, тем больше его зар-плата. Здесь кроются корни противоречивости позиции учителей по этому вопросу. – А сам Фурсенко с вашей точки зрения знает ответы на эти вопросы? Он уже определился, в какую сторону дальше двигать реформу образования? – О том, каким курсом пойдет дальше реформа образования, говорить пока рано. Ведь еще ни одного решения новое министерство не приняло. И не могло принять, поскольку только что образовалось.