Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 27 января 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/45297/

Спаси и сохрани

рубрика: Образование
Автор: Марина НИКИТИНА.

Ярославль захлестнула чудовищная волна самоубийств: восемь случаев всего лишь за один месяц. Главными жертвами этой "болезни цивилизации" оказались дети и подростки - именно они наиболее болезненно переносят разного рода трудности. Очень хочется, чтобы история Артема Ельцова стала последней в этой страшной череде...


В последние минуты перед смертью Артем писал ...объяснительную записку. На тетрадном в клеточку листе из школьной тетради выведено: "Я принес в школу газовый патрон, который на перемене случайно выпал и ударился об батарею. Принес, чтобы попугать одноклассников. Когда раздался взрыв, я убежал. Признаю себя виновным..." Рядом с запиской десятиклассник оставил колечко "Спаси и сохрани", недавно подаренное ему на день рождения, а рядом приписал: "Для Светы". Света была его девушкой. И более ни одного слова, объясняющего роковой шаг. Последний звонок ...Последний звонок с урока прозвенел для Артема 14 января. В большую перемену, между вторым и третьим уроками первой смены, мальчишка решил похвастаться принесенным с собой газовым пистолетом. Продемонстрировать превосходство перед одноклассниками, удивить девчонок. То ли он поджег патрон, как говорят очевидцы, то ли патрон действительно так неудачно упал, что было достаточно лишь небольшого удара, - но раздался хлопок, и слезоточивый газ моментально распространился по всему этажу. В коридоре в это время были десятые "А" и "Б" классы и малыши. - После взрыва многие ребята были в шоковом состоянии: кто-то оказался оглушен взрывом, у кого-то слезы лились градом, некоторые девочки вообще едва на ногах держались, - рассказывает Ольга Вячеславовна Лиленко, замдиректора школы по воспитательной работе и классная руководительница десятого "А" класса. - Первой мне в глаза бросилась Оля Ермолаева, она стояла бледная, как полотно, и медленно съезжала по стенке. Едва подхватить успели. Когда вели, она с трудом переставляла ноги - настолько была испугана. Малышей сразу же затолкали в класс, так они по глупости опять начали выглядывать, интересно же. В целом все обошлось, все ребята были вовремя выведены с этажа. А девочек привели в чувство в кабинете врача. Сам виновник происшедшего, как только раздался взрыв, испугался и убежал по черной лестнице. Хотя на следующий урок пришел. Здесь его и нашли педагоги. То, что именно Артем виновен, видели многие, и в "авторстве" сомнений ни у кого не было. - Естественно, что по головке за проступок я его не гладила. У меня после случившегося перед глазами так и стояли перепуганные девчонки. Да, мы ему сказали, что в таких случаях вызывают милицию и спасателей. Но никаких угроз не было, ничего лишнего мы себе не позволяли. Артема привели в кабинет директора и велели идти домой за мамой - такого рода разговоры у нас всегда проходят в присутствии родителей. Маму Артем привел буквально через пять минут. Она едва успела вернуться с ночной смены, как сын огорошил ее таким "подарком". - Разговор был достаточно коротким. Все было максимально корректно - мама может подтвердить. Мы не требовали, чтобы он признался, откуда у него пистолет. Мы решили, что пусть лучше выясняют все эти вопросы в семье. Не могу сказать, чтобы парень был сильно взволнован. Да, нервничал, был бледен. Но, кажется, проблема-то была снята. Родители уже в курсе. Чего он еще-то мог бояться, чтобы решиться на такой шаг? Вопрос без ответа Когда Артем с мамой пришли домой, уставшая после смены женщина сказала сыну: пиши объяснительную, а когда я проснусь, будем разбираться. Она, видимо, не уловила состояния сына... Артема нашла младшая сестренка, вернувшаяся из школы - парень повесился в ванной на турнике. "Скорую" вызывать было уже поздно... Шоковое состояние окружающих не прошло и сейчас. Все - и взрослые, и дети - ищут ответ на главный вопрос "почему?". И многие заходят так далеко, что, вспоминая мельчайшие детали, начинают винить в случившемся себя. - Что у него в душе было - трудно сказать. Отношения в семье со стороны казались нормальными. Правда, у Артема был отчим, а не родной отец. Но никаких жалоб от Артема никогда не было. Хотя, конечно, это только внешняя сторона. Кто из посторонних знает, что происходит внутри семьи? В классе, вроде бы, все тоже было хорошо. Учился Артем всегда средне - не отличник, но и не двоечник. Когда ребята пришли после каникул, Артем был единственным готовым к уроку. А в последний год он вообще буквально повзрослел на глазах: появилась любовь - девочка из параллельного класса. Ходили всегда вместе, друг от друга ни на шаг. Десятого января парню исполнилось семнадцать лет. Вместе они купили по колечку "Спаси и сохрани" - в подтверждение своих чувств... Никакой логике его поступок не поддается. Игры со смертью Психологи уже вдоль и поперек изучили такое явление как самоубийства - знают его причины, способы, как их предотвратить. Но вот удержать получается далеко не всегда. Подавляющее большинство психологов считают, что в самоубийствах надо четко разделять причину и повод. Вот и в этом случае инцидент с газовым пистолетом - лишь повод. А причина, по всей видимости, так и останется неизвестной. - Когда ребенок идет на такой шаг, он чаще всего сигнализирует о своем одиночестве, привлекает к себе внимание, - говорит директор центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям "Доверие" Валентина Шелкова. - И главное, чтобы взрослые заранее заметили это состояние. Когда ребенок долгое время находится в подавленном, депрессивном состоянии, когда невнимателен, постоянно погружен в свои мысли - самое время присмотреться к нему. Эпидемию самоубийств, охватившую город и область в последнее время, психологи объясняют общим депрессивным состоянием - зима. Короткий световой день, сумрак, отсутствие солнца у всех порождают плохое настроение. А дети и старики наиболее чутко реагируют на такие природные "катаклизмы". Поэтому и нынешняя волна самоубийств - всего лишь повторение ситуации двухлетней давности. Тогда на зиму пришлась точно такая же вспышка случаев суицида. - Дети и подростки - они ведь по своей природе максималисты. Поэтому любая, с точки зрения взрослого, мелочь для них таковой не является. Достаточно парню сказать "всю жизнь себе испортил", как он найдет достаточно оснований, чтобы расстаться с жизнью. Любой конфликт в школе, в семье может стать непоправимым, если ребенку не с кем поделиться. Удивительно, но больше проблем такого рода бывает именно с внешне благополучными семьями. У родителей в них часто завышенные требования: ты должен, ты обязан. При осуждении - как ты мог, как ты посмел? И забывают при этом его поддержать. Наша система образования тоже, увы, не готова поддержать ребенка. Для педагогов есть определенный стандарт - знания, а на все остальное времени хватает далеко не всегда. * * * Сейчас учителям, родителям и друзьям Артема остается только терзаться вопросом "почему?", ответ на который вряд ли будет найден. Может быть, в другой семье, другой школе сумеют вовремя заметить неладное. Ведь требуется, казалось бы, так немного - участия... P. S. По этическим мотивам имена подростков изменены.