Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 04 сентября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/45665/

Недаром вздрогнет вся Россия...

рубрика: Образование
Автор: Елена КУЛЬКОВА.

Специалисты свидетельствуют: в последние годы уровень грамотности россиян катастрофически падает. Люди перестали читать книги, многие получают информацию только из желтых газет, где уровень подачи материала не выдерживает никакой критики. Жуткими перлами потчуют зрителей телекомментаторы. Немалый вклад


в падение общей культуры вносят и... владельцы частных фирм. Рекламные объявления сегодня встречаются повсюду: на остановках, в магазинах, в транспорте, ими прерывается большинство телепередач, и поэтому произношение и написание многих слов и терминов откладывается в нашем сознании. Вспомним хотя бы многократно высмеянный слоган «Скоко вешать в граммах?». Причем нередко ошибки закладываются даже в названия фирм. Возьмем для примера фирму по торговле запчастями «Авто-Лидир». Написание второго слова через два «и» многие уже, видимо, считают абсолютно правильным, но ведь даже ученики второго класса должны знать, что слово «лидер» пишется через «е». Мы решили выяснить: неужели хозяева фирмы знают русский язык хуже второклассников? Как оказалось, правила правописания бизнесмены не забыли, а ошибку допустили... сознательно. Девушка-консультант «Авто-Лидира», пожелавшая остаться неназванной, сказала нам, что сначала учредители хотели назвать фирму «по-правильному», но возникли трудности с оформлением документов, поскольку в области уже есть сеть организаций с товарным знаком «лидер». Но так как очень хотелось это слово все же использовать, пришлось не обращать внимания на орфографическую ошибку в своем наименовании ради соблюдения смысловой значимости: превосходство перед другими фирмами. А взять, например, название салона-парикмахерской на улице Советской. На вывеске красивым шрифтом выведено: «Цырюльня». И плевать цирюльникам на то, что сегодня «ы» после «ц» пишется только в исключительных случаях. Помните классический набор из учебника: «цыган, цыпленок, цыпочка и цыц»? В салоне, правда, люди оказались «продвинутыми» и сослались на то, что в дореформенные времена (до 1918 года) по правилам старой орфографии слово «цырюльня» писалось через «ы». Это действительно так. Но ведь это правило уже почти сто лет не действует. И первоклассник, каждый день проходящий в школу мимо дореформенной цирюльни, намертво запомнит эту ошибку. Вот и получается, что благодаря в том числе и рекламным щитам и вывескам наши соотечественники становятся безграмотными. Плоды этой «работы» мы уже пожинаем. Так, на доме № 2 по улице Угличской висит табличка с названием «Углическая». Точно так же – через «е» – напечатан адрес модного магазина в претендующем на солидность журнале. Ну а главный приз за безграмотность можно смело присудить изготовителям рекламного щита, выполненного, видимо, по заказу мэрии Ярославля (на снимке). Что тут делать – плакать или смеяться, – пусть каждый решает сам. Несколько дней эта срамотища «украшала» проспект Машиностроителей в Заволжском районе. Безграмотным щитом имели возможность любоваться как совершеннолетние граждане Ярославля, так и школьники с дошколятами. А ведь люди, которые заказывали, разрабатывали, печатали и принимали этот плакат, наверняка имеют высшее образование, а может быть, даже и ученую степень. Должен ли кто-то отвечать за подобные эксперименты с русским языком? Хотя бы в момент регистрации фирм? В налоговой инспекции Кировского района в отделе регистрации и постановки на учет юридических лиц на вопрос, есть ли какие-либо критерии в регистрации названий организаций, главный инспектор Светлана Валерьевна нам пояснила, что «никаких критериев по контролю за написанием названий нет, необходимо лишь, чтобы оно было на русском языке». Вопрос, по-русски ли написано слово «лидир», остался без комментариев. «Старорежимный» и мало сегодня читаемый писатель Максим Горький как-то сказал, что «слово – одежда всех фактов, всех мыслей». И мы обязаны сохранять и беречь русский язык от безразличного, наплевательского отношения, от самовольства по отношению к нему.