Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 11 сентября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/45803/

Будьте грамотными!

рубрика: Образование
Автор: Константин ЗАОСТРОВЦЕВ.

По решению сессии ЮНЕСКО, состоявшейся в 1966 году, был утвержден новый «красный день календаря» – 8 сентября, Международный день распространения грамотности.


С тех пор прошло уже много лет. Изменилась ли ситуация с грамотностью населения или все осталось по-прежнему? Чтобы это узнать, мы решили провести эксперимент и предложили его участникам текст, в который им предстояло вставить пропущенные буквы и расставить недостающие запятые (отрывок был взят из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Участие в эксперименте носило добровольную форму. Участник должен был выполнить задание в нашем присутствии, чтобы у него не было возможности «подсмотреть» непонятное слово в словаре или обратиться к знакомым за помощью. Признаемся, что у некоторых наша затея вызывала удивление и непонимание. Другие, наоборот, тут же с радо-стью принимались за работу. А теперь результаты. У школьников, только-только вышедших с каникул, еще не было возможности повторить правила правописания. Тем не менее их результаты оказались достаточно неплохими. Девятиклассники допускали в среднем по три ошибки. К одиннадцатому классу ребята, видимо, становятся менее грамотными, чем их младшие товарищи. Средний балл одиннадцати-классника составляет около 2,7. Многие студенты, в том числе и первокурсники, написали работу вообще без ошибок, но все же общий балл составил около 4,1. Что удивительно, более грамотными оказались студенты из технических вузов, нежели гуманитарии. Последние расставили много лишних запятых и тире. Зато в отличие от «технарей» они почти не допускали ошибок в орфографии. Предприниматели Ярославля, увы, не отличаются высокой грамотностью: средний балл у них ниже, чем у выпускника школы, – 2,6. Этот казус предприниматели объясняют тем, что, мол, грамотность нужна их секретарям, а не им. Видимо, навык писать без ошибок не нужен и ярослав-ским продавцам. Тут уж, как говорят учителя, «ошибка на ошибке». Оценка – 2,1. Пятерок нет, одна четверка, да и та с минусом. Читатель может справедливо «подколоть»: что же мы, журналисты, сами на себе эксперимент не поставили? Поставили. Результаты «пишущей братии», конечно, не слишком радуют – средний балл всего 4,1. К сожалению, есть и двойки. * * * Из всего этого можно сделать вывод: учиться никогда не поздно. А пока попробуйте сами выполнить задание, которое мы предлагали участникам эксперимента. Не забудьте проверить себя по словарям и справочникам. За три ошибки – уже тройка. Всех братьев которых он знал он подразделял на четыр_ разряда. К первому разряду он пр_числял братьев не_принимающих де_тельного участия н_ в делах лож_, н_ в делах человеческих но зан_тых исключительно таинствами науки ордена занятых вопросами о тройстве_ом наимен_вании Бога или о трех началах вещей, сере, меркури_ и соли_ или о значении квадрата_ и всех фигур храма _оломонова. П_ер уважал этот разряд братьев ма_онов, к которому пр_надлежали пр_имущественно старые братья и сам Иосиф Алексеевич_ по мнению Пьера но не разд_лял их интересов. Сер_це его не лежало к м_стической стороне ма_онства. Ко второму разряду П_ер пр_ч_слял себя и себе подобных братьев ищущих_ колеблющихся_ не_нашедших еще в ма_онстве прямого и понятного пути, но наде_щихся найти его.