Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 17 сентября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/45877/

Какая «вольность» без денег?

рубрика: Образование
Автор: Олег БУРМИСТРОВ.

На 15-м году своего существования школа-сад на улице Вольной оказалась на грани банкротства.


– Наша школа задолжала государству 365 тыс. рублей. Я произнесла эту фразу на родительском собрании и сама удивилась, – рассказывает директор школы-сада на улице Вольной, более известной в народе под названием вальдорфской школы, Галина Волкова. – Удивилась тому, какой парадокс заключен в этих словах. Вдумайтесь: школа должна государству. Как будто она предприятие, коммерческая структура! Действительно, для всех нас привычно, что школа, вообще образование, находится на содержании государства. Какие же у нее могут быть перед государством долги? За исключением долга сеять разумное, доброе и вечное? Но школа на улице Вольной – негосударственная. В том-то и дело. Организовалась она в 1990 году. Тогда, после того как Советский Союз открыл «железный занавес», интерес к достижениям западной культуры был очень высок, и группа ярославских учителей заинтересовалась опытом вальдорфских школ. В начале ХХ века основатель этой педагогической методики Рудольф Штайнер предложил делать в образовании упор не на усвоение учениками какой-то суммы знаний, а на раскрытие их индивидуальных творческих способностей, так, чтобы в какой-то момент дети смогли сказать «я научился учиться». Вальдорфская школа отказалась от традиционных учебников, предпочитая постоянно корректировать программу в соответствии с возрастными особенностями учеников. Учебный материал перестали дробить на кусочки 45-минутных уроков, а объединили в «эпохи», которые углубленно изучаются в течение нескольких недель. Учителя здесь не ставят оценок, а пишут на каждого ученика характеристику, отражающую его развитие. Наряду с понятием коэффициента умственного развития было введено понятие эмоционального развития. Большое внимание стало уделяться искусству – рисованию, музыке, различным видам рукоделия и особенно театру. А главное, вальдорфские школы принципиально избегали принуждения детей, ставили во главу угла свободное развитие. Поэтому в таких школах действовала «республикан-ская» система управления, и все они были негосударственными, независимыми. Все это было необычно с точки зрения традиционной системы образования и в то же время интересно. И немало родителей нашего города решились поэкспериментировать со своими детьми, направили их в новую модную вальдорфскую школу и согласились платить за это. В принципе российское законодательство декларировало, что государство софинансирует частные школы. Разумеется, при условии, что они лицензированы, аккредитованы и обеспечивают необходимое качество образования. И школа-сад на улице Вольной так и жила – частично за счет того, что платили за учебу родители, частично за счет доплат из городского бюджета. Но в нынешнем году положение ухудшилось. – Во-первых, арендная плата за два занимаемых нами здания выросла в 1,65 раза – с 32,5 до 54 тысяч в месяц. Но это бы еще ладно, стоимость аренды повысили всем. Раньше бюджет финансировал наш детский сад, так же как и государственные сады, по нормативу 7402 рубля на ребенка в год, а нынче прекратил. И это нас здорово подкосило, – рассказывает директор Галина Волкова. – В 2003-м мы получили из бюджета 1 млн. 750 тыс. рублей и рассчитывали, что и в 2004-м получим около 2 миллионов. Причем мы же спланировали учебный год с сентября 2003 по сентябрь 2004 года. А с 1 января 2004-го, когда был принят городской бюджет, узнали, что нам выделен только 1 миллион 300 тысяч. В результате школа задолжала за отопление, свет, воду и прочие налоговые платежи. Пришлось поднять плату за обучение с 1200 рублей в месяц до 2500! И для многих родителей это оказалась совершенно неподъемная сумма. Ведь есть немало семей, у которых не один, а два-три ребенка ходят в эту школу. В результате родители стали переводить ребят в обычные учебные заведения. Из 154 детей школу-сад на улице Вольной покинули 62. Причем со слезами, и детскими, и родительскими. Но как бы то ни было, два класса пришлось закрыть. – Я не утверждаю, что все школы должны быть такими, как наша, – говорит Галина Владимировна. – Но тем не менее настаиваю на том, что школы нужны разные, что у родителей и учеников должен быть выбор. Возврат к единообразной государственной системе обществу явно не на пользу. Кроме того, тем детям, которые начинали учиться у нас, будет нелегко привыкнуть к государственной школе. В прин-ципе в образовании должна действовать система госзаказа, то есть бюджет должен финансировать все учебные заведения независимо от того, государственные они или нет. Ведь наши дети также сдают единый госэкзамен и получают аттестаты о среднем образовании государственного образца. – А система госзаказа как раз и действует, – возражает начальник управления образования мэрии Александр Прямицин. – Мы действительно софинансируем как государственные, так и негосударственные школы по единому нормативу. Просто это правило не распространяется на детские сады. Мы ведь не финансируем ведомственные детские сады, остающиеся на балансе моторного завода или Северной железной дороги. Вальдорфская школа-сад получала раньше деньги на детсадовцев по недоразумению – наши специалисты недо-глядели, что школа-сад совмещает в себе школу, которой финансирование положено, и сад, которому не положено, и посчитали норматив на всех детей скопом. Теперь ошибка исправлена, школа-сад на улице Вольной поставлена в равные с остальными условия. Остается добавить, что в этих равных условиях негосударственные образовательные учреждения не выживают. Закрылись и школа-банк, и школа-сад «Мишка». Из частных школ кроме вальдорфской в городе остался еще «Русский центр», и все. Ни конкуренции, ни даже сколько-нибудь заметной альтернативы государ-ственному образованию они не составляют: в них обоих в общей сложности и 500 детей не наберется, в то время как в государственных школах города учится свыше 60 тысяч. Более того, Госдума уже приняла поправки в закон об образовании, и положение о софинансировании государством негосударственных школ из новой редакции закона исключено. Возможно, в 2005-м школа-сад на улице Вольной не получит из городского бюджета вообще ничего. На сколько ей тогда придется поднять плату за обучение и сможет ли эта школа существовать вообще – неясно. Вот и вся «независимость».