Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 22 октября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/46540/

«Валтасаров пир» детей Ванюшина

рубрика: Образование
Автор: Маргарита ВАНЯШОВА.

На рубеже века в России появились три знаменитые пьесы, где отец заявлял о своем праве отцовства, думал о будущем дома: «Мещане» и «Последние» Горького и «Дети Ванюшина» Найденова. Спектакль «Дети?!» по найденовской пьесе показал на Волковском фестивале Московский драматический театр на Малой Бронной.


Пьеса была создана драматургом Найденовым на автобиографическом материале своей семьи – семьи богатого казанского купца Алексеева (такова была родовая фамилия драматурга), покончившего с собой из-за невозможности найти общий язык с многочисленными сыновьями. Кто станет наследником дела? Отцы больших семейств в пьесах Горького и Найденова мучительно размышляли о чест-ности, благонравии, совести. Взывали к патриархальным, ветхозаветным укладам. Пытались хранить устои. Жизнь стремительно теряла нрав-ственные опоры. В ответ кричала – пустота. Режиссер-постановщик спектакля «Дети?!», народный артист СССР Лев Дуров и сценограф Станислав Морозов ведут нас в богатый особняк – стены красного дерева, мебель в стиле модерн. Это дом не купца – дом ученого, литератора, поэта. Кажется, что этот отцовский приют стоит крепко, основательно. Но чувство дискомфорта и тревоги поселено здесь давно. В постановке Льва Дурова жизнь Ванюшина не бытовая драма, а трагифарс. Какая-то дьявольская музычка постоянно раздирает слух и душу. Явление каждого из детей (а все дети – блудные) – явление некой всеобщей дьяволиады, вакханалии. Дело не в бытовом третировании стариков-родителей. Валтасаров пир детей – диагноз общего распада дома. Бунт младшего сына Алексея (искренне сыгранный Ильей Жданиковым), язвительность и замкнутость хромой Клавдии (Екатерина Дурова наделяет свою героиню чертами всевидящей и беспощадностью хирурга), цинизм Константина (Дмитрий Цурский) постоянно нарастают. Папаша Ванюшин (Георгий Мартынюк – на снимке) горек, растерян, постоянно читает молитвы, шепчет, впадает в своеобразный религиозный экстаз. И постоянно вразумляет детей. Но они не слышат и не внемлют его проповеди. Ванюшин пытается вникнуть в причины слома, приласкать дочерей, стать на колени перед сыном, но – жизнь прошла. Судьбы двух родительских гнезд – материнского в «Вассе Железновой» и отцовского в «Детях Ванюшина» – как будто зарифмованы. Дома рушатся, люди гибнут. Дети победительно танцуют на костях своих родителей.