Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 06 апреля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/48731/

Свобода выбора: платить или отрабатывать

рубрика: Образование
Автор: Евгений СОЛОВЬЕВ.

Время, когда можно было за бюджетный счет получать в вузе профессию врача или инженера, а потом идти работать менеджером, закончилось. Об этом в субботу на заседании совета ректоров России


в Ярославле объявил новый министр образования РФ Андрей Фурсенко. Скоро всем желающим учиться в университетах и академиях будет предложен выбор – самому оплачивать учебу или после окончания вуза несколько лет по госраспределению отработать на государство. Третий путь – искать деньги на свое образование у бизнеса или предприятий, заинтересованных в подготовке кадров для себя. Артисты министру не нужны – Бесплатного ничего не бывает. Вопрос в том, кто и за что должен платить. За учебу могут платить государство, бизнес и сами граждане, – заключил министр. – Мы должны создать условия, чтобы у каждого поступающего была свобода выбора. Правительство России давно вынашивает планы введения системы «образовательного кредита», по которой государство будет учить человека в вузе бесплатно, но с условием, что после получения высшего образования он отработает в течение 2 – 3 лет вложенные в него деньги там, куда государство решит его отправить. Если выпускник не захочет никуда ехать, ему придется вернуть кредит в полном объеме. Проект такого закона уже разработан и скоро может быть внесен в Госдуму России. Аналогичная система действует в Казахстане. Государство, по словам Андрея Фурсенко, будет оплачивать обучение только на социально значимых специальностях – педагоги, медики и т. д. Сегодня немногие из этих специалистов после вуза идут работать по профилю. В Ярославле, например, в школах ощущается острая нехватка учителей русского языка и литературы. Такая же ситуация и в Петербурге. По словам ректора СпбГУ Людмилы Вербицкой, в питерских школах не хватает 1500 преподавателей. Этот дефицит, по мнению властей, можно ликвидировать только путем госраспределения. Добровольно работать врачом или учителем за две тысячи рублей желающих почти нет. Тем, кто захочет приобрести «денежную специальность» – юриста, экономиста и т. п., нужно копить деньги самому или искать их у будущих работодателей – в бизнес-структурах или на предприятиях. Это значит, что стать юристом смогут только дети очень обеспеченных родителей. Но министра такая перспектива не смущает. – Юристы и менеджеры – это не специальности завтрашнего дня, мы тут немного переборщили, – считает Андрей Фурсенко. – У нас скоро половина населения будет менеджерами, которым некем будет управлять. Глава Минобразования также полагает, что если кто-то захочет стать артистом, то испытывать судьбу тоже должен за свой счет, а вернуть деньги, потраченные на обучение, он сможет, став великим артистом: за счет высоких гонораров. – Государство в общем-то может пока обойтись без таких специалистов, – заключил министр. А как же Конституция? Сегодня, по оценкам Высшей школы экономики, фонда «Общественное мнение», ВЦИОМа и межрегионального центра Госкомстата России, российские граждане тратят более 100 млрд. рублей в год на образование. Большая часть этих денег не попадает в учебные заведения, а тратится на съем частного жилья, репетиторов и взятки. Частично легализовать это призвана система государственных образовательных кредитов. Ректоры российских вузов тоже не молчали на тему платности высшего образования. Ректор МГУ Виктор Садовничий, который в субботу принимал поздравления по случаю 65-летнего юбилея, напомнил всем о статье 43 Конституции РФ, которая гласит, что каждый человек имеет право получить на конкурсной основе бесплатное высшее образование в государственном учреждении. – Этот вопрос надо решать осторожно, и если мы замахиваемся на то, чтобы все высшее образование сделать платным, то надо сначала изменить Основной закон. Кстати, сегодня себестоимость обучения в МГУ одного студента равна 3 тыс. долларов в год. Это база, от которой в этом престижном вузе считают размер платы за обучение на коммерческих местах. Доступность такого образования для провинциалов, сами понимаете, очень призрачна. Соль на раны Многие ректоры в своих выступлениях говорили о пагубности введения у нас в стране единого государственного экзамена как формы аттестации школьника перед поступлением в вуз. Ожидалось, что ректоры вообще поставят крест на этой идее и заставят министра отменить эксперимент, но до такого радикализма они не дошли. Руководители вузов, как могли, объясняли министру несправедливость ЕГЭ. – Как единственная форма приема в вуз ЕГЭ неприемлем, поскольку он всех выстраивает в линейку и может «выбить» талантливых людей, – считает ректор МГУ. – Преподаватели университетов говорят, что им стало легче заниматься репетиторством с появлением ЕГЭ: раньше они готовили абитуриента для каждого конкретного вуза, а теперь учат отвечать на 100 стандартных вопросов. Поэтому в некоторых регионах доля отличников по ЕГЭ год от года растет, что очень нас настораживает. По мнению Виктора Садовничего, помимо ЕГЭ надо активнее использовать другие формы приема в вузы, и в первую очередь – творческие конкурсы и олимпиады. В этом году призеров региональных и всероссийских олимпиад МГУ намерен взять на учебу без экзаменов. Министр образования не стал рубить с плеча по поводу ЕГЭ, однако посыпал соль на раны его противников. – Эксперимент с ЕГЭ нельзя прерывать, хотя сегодня это не самый лучший вариант единого экзамена, который может быть. Нельзя всех загонять в одно русло. Нужны и другие формы аттестации абитуриентов. Кроме того, все поступающие должны иметь шанс на апелляцию по ЕГЭ, – подчеркнул глава Минобразования. Таким образом, повсеместного введения ЕГЭ с 2006 года, о котором неоднократно говорил экс-министр образования Владимир Филиппов, скорее всего, не будет. В свое время единый госэкзамен планировался как механизм борьбы с коррупцией, которая процветает среди вузовских преподавателей. Ректор МГУ предостерег нового министра от подобных взглядов. – Почему вдруг целый слой общества обвинен в коррупции? – вопрошал Виктор Садовничий. – Профессора – это некая совесть нации, они, как правило, не позволяют себе таких вещей. Андрей Фурсенко фактически поддержал ректора МГУ, заявив, что «любая реформа образования все-таки не должна ставить своей главной целью борьбу с коррупцией. Должна быть презумпция невиновности». Выучишь их, а они сбегут В один голос ректоры говорили о необходимости сохранить высокий качественный уровень российского высшего образования. Сегодня количество коммерческих вузов уже практически сравнялось с государственными, но качество образования во многих из них, как замечали выступавшие, оставляет желать лучшего. – Нельзя доводить ситуацию до абсурда. Чуть ли не в каждой станице юга России есть университет, который готовит экономистов и юристов. И эти люди должны котироваться на рынке труда на равных с выпускниками МГУ и СпбГУ? – возмущался ректор МГУ. Беспокоит его и уровень российских аспирантов и кандидатов наук. – Диссертации перестают быть показателем учености, они делаются конвейерным способом, есть цены, известны фирмы, – сказал Виктор Садовничий. Но борьба за качество образования приводит к «эффекту бумеранга». Так, в Ростовском госуниверситете, как рассказал его ректор Александр Белоконь, по особой программе занимались с группой из 12 студентов. Через год после выпуска 6 человек из нее оказались за границей. – Так что чем больше вы повышаете качество образования, тем меньше возможность задержать таких специалистов у себя, – уверен ректор РГУ. – Мы готовили в аспирантуру трех биофизиков, но их пригласили на завод, положив зарплату по ведомости 2 тысячи и 12 – в конверте. Так мы теряем лучших людей. Новый глава Минобразования обещал заняться прогнозированием, какие специалисты будут нужны России через 5 – 10 лет. От этого и будет зависеть, как пойдет развитие высшей школы. Завершив дискуссию, ректоры отправились в ресторан «Бристоль» на торжество по поводу юбилея Виктора Садовничего.