Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 16 января 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/49131/

Ничто не ново на экзамене

рубрика: Образование

Сейчас во всех вузах страны в разгаре зимняя сессия. Миллионы студентов недосыпают, зубря экзаменационные билеты, и недоедают, просиживая в библиотеках. А потом голодные, холодные, злые и уставшие предстают пред ликом преподавателя.


Любая сессия опасна и трудна. К тому же начинается она всегда не вовремя. Зимой – холодно, к тому же новогодние праздники, погулять хочется. Летом – жарко, тянет искупаться и позагорать. И тем не менее потом, через много-много лет, все вспоминают студенческие годы с неизменной улыбкой, напрочь забывая о прошлых мучениях. О своих сессиях, курьезах и списывании на экзаменах мы предложили вспомнить тем, кто гордое звание студента сменил на не менее гордое и громкое – преподаватель, и даже больше – декан. «Звуковой барьер» профессора Истомина Алексей Александрович Крайнов, декан автомеханического факультета технического университета: – Институт я окончил в 1976 году, и больше всего мне запомнился преподаватель по теории механики – профессор Истомин. У него был так называемый «звуковой барьер»: на экзамене он не допускал до ответа и даже билет взять не разрешал, пока не ответишь ему основные понятия и законы. На втором курсе, в летнюю сессию, мы ему сдавали письменный экзамен. Спустя где-то два часа после начала залетает один студент и направляется к Истомину – экзамен сдавать. Тот начинает его гонять по «звуковому барьеру», студент спотыкается на какой-то сложной задаче по статике. Преподаватель, хмурясь, заявляет, что любой из здесь сидящих может эту задачу решить, и обводит взглядом аудиторию с поисках «жертвы». При этом часть студентов ложится на парты, часть – просто сползает под стол вместе с листками и ручками... К счастью, тот, на кого в итоге указал преподаватель, задачу решил, и мы были спасены, а несчастный опоздавший отправился на пересдачу... Давайте ваш матрикум! Вадим Петрович Алексеев, декан физического факультета Демидовского университета: – У меня очень приятные воспоминания от учебы остались, а от сессии – особенно! Вообще, наша группа часто занимала первое и второе места по успеваемости в вузе, за что была даже награждена поездкой в Киев. На экзаменах бывали, конечно, и всякие казусы. Например, с зачеткой: она у нас в то время называлась по-латински – матрикум (даже иногда так и подписывали). Только вот не все это знали. И вот на экзамене по теоретической механике преподаватель говорит одному из наших студентов, выслушав его ответ: «Давайте ваш матрикум!» А тот испуганно отвечает: «Да я по Левинсону готовился...» Многие случаи из нашей студенческой жизни потом перекочевали в КВН! Шпаргалки, например, мы хранили... в юбках у девочек (помните, были такие «колокольчики») – туда помещались даже учебники! В основном мы писали не шпаргалки, а готовые листы с ответами. Чтобы их потом незаметно подменить на экзамене. Эти заготовочки хранились у специальных «диспетчеров». На экзамен он заходил вместе со всей группой и садился где-нибудь посредине аудитории. Каждый студент, взяв билет, громко произносил его номер вслух, и «диспетчер» потом как можно незаметнее передавал ему через остальных лист с ответом. Шпаргалки душу греют! Евгений Иванович Крайнов, декан физико-математического факультета пед-университета: – Все знают, что чем лучше ты выучил предмет, тем выше оценку получишь. Я всегда очень старательно учил материал и ходил в пятерках. Но был у нас в институте некий преподаватель Иванов, очень интересный старичок, вел историю педагогики. У него в выставлении оценок были иные критерии. Иванов очень любил общаться с девушками, при ответе студентки садились прямо напротив него, и они мило беседовали с явной заинтересованностью обеих сторон. И независимо от того, что студентка отвечала, он ей ставил «пять». А я же из кожи вон лез, билет знал назубок. Но когда бодро все Иванову отбарабанил, он сказал: «Молодец! Хорошо». И поставил мне «четверку». Я тогда очень расстроился. На экзаменах я никогда не списывал, но шпаргалки готовил – так лучше запоминается, и повторять удобнее. И на экзамены всегда их в карман клал – душу греют. Кстати, мне недавно студенты преподнесли необычный подарок – шпаргалку в пять сантиметров шириной, а длиной в десять метров! И, представляете, эта бумажная лента вся испещрена мельчайшим – не мелким, а мельчайшим! – почерком с обеих сторон. Надо же такой труд проделать! Этот «изобретатель», наверное, весь учебник переписал. Я это чудо теперь храню. Преподавателей «экзаменовали» Ася ЗУЙКОВА и Екатерина АЛЕКСАНДРОВА.