Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 30 апреля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/49184/

Будут ли работодатели участвовать в подготовке кадров?

рубрика: Образование

В последние годы в связи со стабилизацией экономической ситуации в стране и начавшимся экономическим развитием растет потребность в квалифицированных кадрах. Как пишет в № 6 еженедельник «Экономика и жизнь» в заглавной статье: «Парадокс: при кажущемся изобилии свободных рук на рынке труда руководители предприятий днем с огнем не могут найти толкового слесаря, фрезеровщика, наладчика, кстати, за вполне достаточную по нынешним российским меркам зарплату… во многих регионах такую ситуацию называют просто катастрофической».


Причины такого положения действительно всем известны: за период более чем десятилетнего кризиса произошел отток кадров в другие сферы деятельности, то есть произошел кадровый разрыв: одни уходили, а другие не приходили, так как в них не нуждались. Такой же кадровый разрыв произошел и в образовательных учреждениях, так как инициативные и деятельные педагоги и мастера ушли искать достойную зарплату в другие сферы деятельности. За последние 10 – 14 лет учебно-материальная база профессиональных учебных заведений практически не обновлялась и не пополнялась, здания не ремонтировались, педагогические методики совершенствовались незначительно. Все это привело к тому, что сегодня, за редким исключением, профессионально-технические учебные заведения могут готовить кадры вчерашнего дня, но не для новых производственных технологий. При всей очевидности ситуации кадровый разрыв продолжает нарастать. Как бы мы ни относились к советской распределительной системе, но она решала вопросы комплексно, перспективно и в первую очередь по кадровому обеспечению. Так были открыты и начали подготовку специалистов автомеханический техникум, строительный, химико-механический, обеспечившие кадрами строительные организации, моторный завод, предприятия химических и нефтехимических производств в области и регионе и, соответственно, строительство жилья. То же – институты и ПТУ. Сейчас нет даже намека на перспективные потребности в кадрах. В предыдущие два года была попытка разработать областную программу подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов среднего звена для строительства департаментами строительства и образования администрации области. Но программа так и не была завершена по причине нежелания работодателей участвовать в ней своими материальными ресурсами. Невзирая на то, что в последние 4 года финансирование профобразования всех трех уровней: начального, среднего профессионального и высшего – выросло и стабилизировалось, – оно стабилизировалось на уровне 40 – 60 процентов от нормативных требований при уже отсталой матбазе и с имеющимися преподавателями и мастерами производственного обучения. В таких условиях задачу подготовки рабочих строительных профессий 4-го разряда решить сложно. Нужны дополнительные вложения и в матбазу для приведения ее в соответствие с поставленной задачей, и в персонал: при зарплате педагогического персонала на порядок и более ниже зарплаты на производстве высококвалифицированных преподавателей и мастеров удержать в учебных заведениях невозможно. Кроме того, ведь для подготовки рабочего и специалиста среднего звена требуется 2 – 4 года. А кадры нужны «уже вчера», не то что сегодня. Но в строительном производстве пока не научились планировать или хотя бы прогнозировать развитие производства на периоды 2 – 4 года. Это две основные причины, почему работодатели не хотят вкладывать средства в подготовку кадров. Им проще использовать иностранную рабочую силу, проще перетащить (читай «перекупить») большей зарплатой специалиста у соседа. Их устраивает работа чужой «шабашной» бригады во вторую смену (после работы на основном «штатном» производстве) и т. п. Получается заколдованный круг: кадры остро нужны, но участвовать в их подготовке никто не хочет. Профессиональные учебные заведения учатся работать в таких условиях, развивая систему платных образовательных услуг, создавая за счет этих средств приемлемые материальные условия существования (матбазу и зарплаты), к примеру, в Ярославском градостроительном колледже (бывшем строительном техникуме) по заказу Правительства (бюджетная подготовка) обучается 24 процента студентов-очников, по заказу работодателей – менее 1 процента (даже с учетом заочников) и более 75 процентов студентов учится по заказу семей, а заочно все 99 процентов. Оплата обучения семьями позволила создать в учебном заведении совершенную информационную среду, создать нужные материальные условия для закрепления педагогического персонала, совершенствования квалификации преподавателей и учебной материальной базы с учетом новых технологий, материалов и оборудования. На эти же деньги осуществляется обучение по дефицитным специальностям и направлениям подготовки. Поэтому колледж способен выполнить все основные требования семей по качеству обучения. И что еще приятно отметить: требования семей, оплачивающих обучение, в последние годы возрастают. Итак, учебные заведения развиваются в первую очередь за счет сотрудничества с семьями. А как же работодатели? Те, которые не хотят или не могут сотрудничать с учебными заведениями по вопросам подготовки кадров? Уверены, что если так будет продолжаться еще год-два, то учебным заведениям придется (возможно, вместе с семьями) искать пути и методы «продажи» квалифицированных специалистов заказчикам кадров. И чем выше квалификация и дефицитнее специальность, тем цена специалиста должна быть выше. И еще одно спорное предположение. Здравый смысл у работодателей должен будет возобладать с приходом на руководящие должности молодых, понимающих рыночную экономику и энергичных менеджеров. Будущее экономики и профессионального образования в их единстве, базирующемся на сотрудничестве в подготовке кадров. Чем быстрее это произойдет, тем раньше мы станем богаче. Это и будет реальное социальное партнерство. Н. Г. ГОЛУБЬ, директор ЯГМК.