Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 02 июля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/50047/

Не препятствуйте Даше остаться православной

рубрика: Образование

В российских средствах массовой информации активно обсуждается вопрос о вывозе детей из наших детдомов за границу через усыновление или удочерение. Чаще всего попадают мальчишки и девчонки в Америку. Кто-то говорит об этом как о скрытой форме детской работорговли. Но, к сожалению, от рабского существования эти несчастные дети не защищены и в родном Отечестве. И пока мы как нация не обретем твердую духовную почву, нам остается сдержанно радоваться, что кому-то есть еще дело до наших сирот. И все же один аспект этой, буквально кровоточащей проблемы очень и очень тревожит.


Промыслом Божиим наша семья оказалась причастной к судьбе одной из воспитанниц ярославского детского дома, что на улице Салтыкова-Щедрина. Моя супруга неожиданно для нее самой два года назад стала крестной маленькой девочки: уже в храме перед крещением выяснилось, что для малышки не нашлось никого в качестве восприемницы. С тех пор мы посильно участвуем в жизни Даши, в том числе, как и положено крестным, и в ее духовном воспитании. Девочка систематически исповедуется и причащается святых Христовых тайн. Она интересуется основами православной веры, дорожит возможностью и любит посещать православные храмы. И вот недавно мы узнали, что ее хотят удочерить американцы. Множество противоречивых чувств возникло у нас, как, впрочем, и у всех, сталкивающихся с этой проблемой. С одной стороны – хочется себя успокоить, что теперь, если удочерение состоится, Даша будет всегда хорошо накормлена, опрятно одета и ухожена, получит добротное образование. И быть может, будет по-настоящему любима своими новыми американскими родителями. Девочка не столкнется с незавидной участью неприкаянных выпускниц россий-ских детдомов, которые, как правило, крайне тяжело, а то и трагически отвоевывают себе место под солнцем в нашем обновленном демократическом государстве. Но вместе с этим в сердце поселилась и тревога. Новые заграничные родители хоть и не страдают пороками, за которые была лишена родительских прав родная мама Даши, но тоже, увы, не всегда одарены самоотверженной, исполненной терпения и сострадания любовью к несчастным «подранкам» из России. Сред-ства массовой информации не раз сообщали об уголовных процессах в США, поводом для которых стало физическое насилие приемных родителей в отношении детей из России. Но каждый верующий знает, что даже в самых трудных ситуациях он не одинок, если принадлежит Церкви Божией. Она питает его душу, сохраняя близкие сердцу нравственные ориентиры. Этот тысячелетний механизм духовной преемст-венности православной христианской традиции есть не что иное, как настоящий духовный иммунитет, который не даст погибнуть верующей душе, сохранит самосознание личности в любых обстоятельствах. Без сомнения, принадлежность выбранной вере – неотъемлемое право каждого крещеного православного, где бы он ни был. Но, к великому сожалению, оно не гарантировано, если не сказать – попираемо, при усыновлении или удочерении наших детей иностранцами. Ссылаясь на тайну усыновления, скрывается не только то, кто новые родители ребенка, но и сам факт оформления документов на усыновление. При этом разрывается связь крестных со своими крест-никами. Ибо нет никакой возможности узнать адрес нового места жительства детей, поддерживать контакты с ними, с их новыми родителями. А органы опеки, которые обязаны контролировать (но они, судя по печально известным случаям с детьми в Америке, этого не делают), право детей исповедовать свою веру и иметь возможность пользоваться поддержкой Церкви и за право, видимо, не считают. Ведь в анкете ребенка нет даже раздела, в котором могла бы содержаться информация о вероисповедании кандидата на усыновление. Стало быть, новые родители могут перекрещивать православного христианина хоть в мунита, хоть в иудея, хоть в огнепоклонника – ответственности за глумление над тем святым, что утешало и питало душу маленького страдальца, нести не придется. Формально, впрочем, есть пункт (123.1) Семейного кодекса Российской Федерации, в котором говорится, что при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, но что можно сделать, если этот пункт закона некому исполнять и проверять? В Семейном кодексе сказано также: «Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Российской Федерации». Однако когда мы с женой выразили готовность взять Дашу в свою семью, руководитель центра по усыновлению предложила нам подавать документы в общем порядке. Добавила при этом – не без чувства понятной ей иронии, – что если к моменту вступления в силу решения суда (о котором тоже ничего нельзя узнать в силу магической «тайны усыновления») мы не успеем собрать весь пакет документов, то Даша, безусловно, уедет в Америку. Но можем ли мы соревноваться в подготовке документов со специальными фирмами по продаже наших детей щедрым американцам! Бессилие подступает комом к горлу. Ведь любому верующему понятно, что совершенно необходимо в качестве непременного условия усыновления или удочерения ввести требование к новым родителям уважать право крещеных православных детей оставаться православными. Дать им возможность удовлетворять все религиозные потребности, в первую очередь исповеди и причастия, по месту нового жительства. Православные храмы в Америке есть, и немало. А в качестве контроля за этим нужно разрешить крестным в России общаться со своими крестниками, для чего надо знать телефон или хотя бы адрес места жительства детей. Тогда, без сомнения, жизнь их на новой родине станет не только благодатней, но и во всех смыслах намного безопасней. Все это, казалось бы, очевидно для любого цивилизованного общества. Вопрос только в цивилизованности тех, кто должен охранять права детей-лишенцев в нашем государстве. И наконец, надо дать «зеленую улицу» для действий тем соотечественникам, кто действительно хочет положить душу свою на то, чтобы «принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании» не остались бумажным правом для совершенно бесправных российских сирот. Сейчас же получается так, что крещенные в православных храмах дети, усыновляемые из детских домов иностранными гражданами, насильственно отлучаются не только от своих крестных, которых закон не лишал их прав, но и от самой Матери – Православной церкви. Для тех, кто все-таки боится гнева Божия, напомню слова Евангелия: «Иисус вознегодовал и сказал им: Пустите детей приходить ко Мне и не препят-ствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». //Священник Александр СМИРНОВ.