Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 02 февраля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/51356/

Учебники хуже не стали

рубрика: Образование

В последнее время на прилавках книжных магазинов стало появляться все больше и больше учебников различных авторов и издательств. Особое место среди них занимают учебники по истории. А не окажет ли это разнообразие пагубного влияния на качество знаний? Любопытно узнать, что по этому поводу думают учителя.


Н. П. Воронина, работник мэрии Ярославля, бывший преподаватель истории в гимназии № 2: – Думаю, что лучше, когда все-таки есть выбор. Я считаю, что учитель волен сам выбирать пособие, которое считает нужным для использования на уроке, а это, соответственно, не может плохо повлиять на качество знаний. Впрочем, все учебники должны быть рекомендованы Министерством образования, то есть должен быть своего рода единый стандарт. – Можете ли вы выделить какие-либо изменения в худшую или лучшую сторону в современных учебниках по сравнению с советскими учебниками по истории 20-летней давности? – В старых учебниках (особенно для старших классов) большое место занимала коммунистическая идеология, чего нет в современных пособиях. В них приводятся высказывания современных ученых-историков, новые факты, добавляющие объективности в те или иные события. Все это, несомненно, является сдвигом в лучшую сторону. Однако и в прежних учебниках было немало хорошего, в частности, материал был вполне доступен, тщательно «разжеван». Любовь Вениаминовна Фокина, преподаватель истории школы № 62: – На мой взгляд, учебников и в правду появилось очень много. По этому вопросу методическим объединением учителей Дзержинского района даже было отправлено письмо в городской центр и институт развития образования с просьбой как-то ограничить количество пособий. Трудно сказать, какой из учебников лучше, так как учителя просто не успевают подробно изучить каждый из них. Тем не менее я считаю, что единый стандарт не нужен, так как существуют гимназии, обычные школы, школы с углубленным изучением истории, и вводить для них одинаковые учебники было бы неправильно. Однако в последнее время у меня складывается мнение, что учителей просто заставляют работать по федеральному комплекту пособий. Приходится заниматься по какой-то одной книге, хотя кроме нее есть и другие неплохие пособия различных авторов. К числу положительных изменений в современных учебниках по сравнению с советскими я бы отнесла отсутствие догматизма, что мешало объективному восприятию материала. В новых книгах стало больше иллюстраций, да и язык более «человеческий». Все это, бесспорно, – шаг в лучшую сторону. //Антон ФАРАФОНТОВ, Денис КУРДЮКОВ. школа № 49, 10-й класс.