Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 13 октября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/5208/

Свободные люди из Пречистенской школы

рубрика: Образование
Автор: Виктория ГЕФЕЛЕ

Среди педагогов, чей труд оценен на самом высоком уровне, – учитель русского языка и литературы Надежда Александровна Ванцаева из Пречистенской средней школы Первомайского района. Признание получила ее работа, которую иначе как новаторской не назовешь.


«В мои лета не должно сметь свое суждение иметь...» Строчки эти написаны двести лет тому назад, но нельзя сказать, что в России XXI века уже никто так не думает. Научить ребенка, подростка иметь свое суждение и грамотно его излагать – эта цель, похоже, стала главной задачей Надежды Ванцаевой. Поэтому в своей учебно­воспитательной деятельности она взяла на вооружение технологию самосовершенствования личности, разработанную учеными Ухтомским – Селевко.

Залог успеха – желание самого ребенка стать другим. Если он хочет, то получится. А создать условия для этого – задача учителя. То есть подросток должен, фигурально выражаясь, расправить крылышки, но при этом учебный план не становится прокрустовым ложе ни для «летательного аппарата» личности, ни для творчества педагога. Наоборот.

Есть в плане такая тема – «Культура речи». Пожалуйста, предлагает ученикам Надежда Александровна, давайте напишем заявление о приеме на учебу, на работу и прочее. Подумаем, как это сделать правильно.

Или задает Надежда Александровна своим питомцам вопрос: какого человека я считаю свободным? Это в рамках темы из учебного плана «Дискуссия». Причем приглашает порассуждать не о свободе народа какого­нибудь там Гондураса. И не о свободе вообще. А с практической стороны. Например, можно ли быть независимым человеком, когда зависишь от родителей? Или от школы? И что такое вседозволенность?

Еще интереснее, когда на уроке создается непривычная ситуация: ребята представляют себе, что они устраиваются на работу. Как говорить, что говорить на приеме у работодателя, какими качествами нужно обладать, чтобы выглядеть конкурентоспособным на рынке труда?

Есть в новой педагогической технологии место и для социальных партнеров. В их роли – родители, работники молодежного центра. Даже прокурора на урок приглашали! И как бы вы думали, какую тему из русской литературы обсуждали все вместе? Образ Обломова! Также полезно было провести совместно – и родителям, и детям – «круглый стол» по вопросу «Может ли родительская любовь быть чрезмерной?» А к «столу» классный руководитель готовит с детьми анкету: до каких разумных пределов распространяется родительская забота? Во что мамы и папы не обязаны вмешиваться? Что могут и чего не должны запрещать? Беседу за «круглым столом» начинают с вопроса: разрешают ли родители своему сыну или дочери поздно возвращаться домой? Варианты: «Да, потому что я знаю, где они». Или: «Да, потому что я знаю, с кем он или она».

Вопрос Надежде Александровне:

– Так вы и родителей воспитываете?

– Выходит. Ребята, особенно выпускники, хотят считать себя взрослыми. А родители упрекают своих повзрослевших детей в том, что они мало помогают им в домашних делах. Совместный разговор об этом я начинаю так: «Обещаю помогать, если...» Дети продолжают. Вариант: «...только не нужно меня тыкать носом!»

– Надежда Александровна, суть технологии мне стала ясна. Но ведь вы, конечно, внес­ли в нее что­то свое?

– Мое – это интегрированные уроки. Когда несколько предметов объединяются вместе. Например, в уроке «Мы выбираем, нас выбирают» приняли участие учителя обществоведения и экономики, юрист. Дети разделились на три команды. Обыгрывалась ситуация из сказки об отце, который оставил наследство трем сыновьям. Двое получили все, а третий – ничего. Вместе решали вопрос: насколько правомерным явилось завещание отца?

Форма интегрированных уроков, которые проводит Надежда Александровна, опять­таки не противоречит учебному плану. Разбирая несправедливое завещание сказочного героя, мальчишки и девчонки попутно осваивают грамматику. Так, одно из заданий для команд – распределить по тематическим группам слова иностранного происхождения: кворум, импичмент, алиби... Другое задание – по стилю речи – также прекрасно вписалось в интегрированный урок на тему «Нас выбирают». Ребята состязались, кто лучше прорекламирует – для возможных инвесторов или туристов – экономику родного края. Чем привлечь их: клюквой или валенками?

Комментарии