Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 26 февраля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/53463/

Новый человек для новых дел

рубрика: Образование
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ.

В приемной на креслах, диванах и стульях лежат дубленки, пуховые куртки, подбитые мехом камуфляжки, от которых веет ядреным морозцем. У главного инженера очередная планерка. Собрались специалисты, начальники нефтеперекачивающих станций со всего более чем 500-километрового участка трассы Балтийской транспортной системы, обслуживаемого Ярославским нефтепроводным управлением.


Уже четвертый год его коллективу приходится решать задачи повышенной сложности: увеличивать пропускную способность нефтепроводов, по которым «черное золото» Тюмени, Сургута и Приуралья течет на нефтеперерабатывающие заводы России и ближнего зарубежья – в Полоцк, Ярославль, Кириши и далее на берег Балтики до теминалов Приморска. Там наша нефть заполняет трюмы гигантских морских танкеров, чтобы вдохнуть жизнь в бедные природными ресурсами города Европы. Пока у России это самая твердая валюта и самый востребованный на внешнем рынке продукт, 75 процентов от выручки которого идет в государственную казну. А потому с начала нового века ежегодно ОАО «АК Транс-нефть», куда входит и наше Ярославское управление, вводит все новые и новые трубо-проводные системы, увеличивая возможности «Балтнеф-тепровода». Темпы его развития стремительные. Совсем недавно, к началу 2003 года, по нему ежегодно прокачивалось 12 млн. тонн нефти, через год – 42 миллиона, к декабрю 2004 года – 50 млн. тонн. А к концу 2005 года стоит задача нарастить производительность БТС до 60 млн. тонн. В Ярославском нефтепроводном управлении это будет достигнуто за счет реконструкции нефтеперекачивающих станций в Коромыслове и Правдине, в поселке Песь Новгородской области, замыкания лупингов (параллельных основному участков нефтепровода Сургут – Полоцк) на участке в 14 километров, проходящем по нашей области. И все это будет делаться одновременно с ежедневным, не прекращающимся ни на секунду нефтяным током по стальным артериям. Новый главный инженер Павел Ревель-Муроз в Ярославле меньше года. Направление сюда молодого, перспективного руководителя из Санкт-Петербурга, из офиса ОАО «БТС», как раз и связано с выполнением этой сложной задачи. – Из 365 дней в году каждый из четырех нефтепроводов и лупингов БТС можно останавливать на ремонт или рекон-струкцию лишь на 15 дней, – объясняет Павел Александрович. – Остальные 350 суток все нитки нефтепровода должны непрерывно качать и качать нефть. Как же собранно, с какой высочайшей подготовкой и ответ-ственностью должны сработать и строители, и эксплуатационники, чтобы всего за полмесяца расширить узкие участки в стальных руслах нефтяной реки. В Петербурге Ревель-Муроз занимал пост заместителя начальника отдела эксплуатации ОАО «БТС». – Павла Александровича там уже присматривали для себя руководители «Транснеф-ти» из Москвы, – поделился со мной секретом заместитель начальника управления Александр Карасев. – В нашем деле и без того не хватает специалистов с высшим нефтяным образованием, а у него два выс-ших, включая Уфимский неф-тяной технический университет, да еще солидный опыт неф-тепроводчика. Так что мы приобрели действительно ценного руководителя. Откуда же столь странная фамилия у человека, родившегося в глубине России, на Урале? С вопроса о родовых корнях и началась моя беседа с главным инженером, когда последний из участников совещания покинул кабинет. – Мои предки – французы, а в Россию приехали во второй половине ХIХ века, как Лермонтов писал, «на ловлю счастья и чинов». Не исключаю, что были они из приглашенных на уральские заводы специалистов, инженерные гены от них пошли. Мой отец, Александр Павлович, попытался изменить семейным традициям, стать учителем. Пединститут закончил, преподавал в школе физику. Но когда моя мама, Алевтина Петровна, врач лечебной физкультуры, родила третьего сына, ему пришлось уйти на более прибыльную работу. А у нас в Челябинске самая высокооплачиваемая – в нефтепроводном управлении. Там, как физик, он устроился инженером в отделе дефектоскопии. Благодаря специалистам в этой области, постоянно «просвечивающим» трубы на предмет износа или появления трещин, за все время, что работаю, не было ни одной серьезной аварии. Однако для продвижения по службе требовалось инженерное образование. И отец поступил на заочное отделение Челябинского государственного агроинженерного университета. Службу в управлении он закончил в должности начальника отдела дефектоскопии. А перед пенсией работал главой администрации нашего поселка Новосинеглазово. Двоим из трех сыновей Александр Павлович и Алевтина Петровна сумели дать выс-шее образование. Павел больше стремился к технике, и отец уговорил его пойти по своим стопам, в агроинженерный университет. Там оказался очень сильный профессорско-преподавательский состав. Старший сын, названный в честь предков Жаном, пошел в маму. Он известный в Челябинске хирург, кандидат медицинских наук. По семейной традиции в нефтепроводное управление устроился младший – Анатолий. Но у него все впереди. Ведь и Павел начинал карьеру нефтепроводчика в 1996 году со слесаря того же управления, хотя уже имел диплом инженера-механика. Так заведено в нефтепроводном бизнесе – нужно пройти рабочие ступени, прежде чем стать руководителем. В 1997 году он сдает экзамены на заочное отделение в Уфимском государственном нефтяном техническом университете и продвигается по служебной лестнице: ведущий инженер, начальник отдела эксплуатации управления. Но в январе 2001 года молодого, перспективного специалиста порекомендовали на самый передовой участок неф-тяных магистралей страны. ОАО «Транснефть» по распоряжению Правительства РФ приступило к строительству Балтийской транспортной системы. Закончились времена застоя, когда за 15 лет не было проложено ни одной новой неф-тяной трубы. Старые нити неф-тепроводов обрывались у Киришского нефтеперерабатывающего завода в Ленинград-ской области. Предстояло оттуда в кратчайшие сроки проложить трубы большого диаметра на берег Балтики, где строился Приморский терминал для отгрузки нефти в мор-ские танкеры. Для Павла Александровича это был нелегкий выбор. Предстояло расставание с родным Уралом, с его лесистыми горами, голубыми озерами и бурными реками, где рыбачил, охотился с братьями. Нужно было уехать от девушки своей мечты Людмилы. Но перспектива, масштабы новой работы привлекали. Он принял предложение «Балтнефтепровода» и уехал в Санкт-Петербург, где его ждала должность главного специалиста в техническом отделе Балтийской транспортной системы. Павел Александрович отвечал за экспортное направление. То есть вся техническая документация, касающаяся перекачки нефти от Правдина в Ярославской области до Приморска, разрабатывалась при его непосред-ственном участии. Мало было проложить через 700 километров трубу диаметром более тысячи миллиметров, нужно было сделать массу переходов через реки. – Самой интересной, – вспоминает Ревель-Муроз, – была операция по переходу через Неву. Это единственный открытый источник питьевого водоснабжения для Петербурга. К проекту были предъявлены повышенные экологические требования, чтобы при любых авариях ни капли нефти не попало в Неву. Впервые в России трубу вели не по дну реки, а в микротоннеле. Это только так называется «микро». На самом деле настоящая подземка, выложенная железобетонными тюбингами, а потом еще и кольцами диаметром два с половиной метра. Это семисотметровое «метро» под Невой строилось почти год. Были и другие новшества. Трубы клались с полимерным покрытием. Вскоре в Петербург с Урала приехала Людмила. Здесь у молодых в апреле 2004 года родилась дочка Александра. А Павел к тому времени уже занимал пост заместителя начальника ОАО «Балтнефте-провод» по эксплуатации. Только все утряслось, как в мае прошлого года – новое назначение, в Ярославль. – Ярославль мне понравился, – добавил в конце нашей беседы Павел Александрович, – тихий, зеленый, спокойный город. Петербург, конечно, замечателен, но в пятимиллионном городе чувствуешь себя не очень уютно. А больше всего новому главному инженеру понравился коллектив с его традициями, высоким профессионализмом, семейными династиями ярославских нефтепроводчиков.

Комментарии