Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 29 марта 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/53999/

Конкурс без конкурса

рубрика: Образование
Автор: Лариса НИКОЛАЕВА.

В ярославской школе № 52 состоялось награждение победителей областного этапа всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2004». Так он именуется с 2003 года, а раньше – в течение почти двух десятилетий – назывался проще: «Школа года».


В этом году областной конкурс включал пять номинаций. Лучшей среди городских школ была признана ярославская школа № 52, среди сельских – школа им. Мичурина Даниловского МО. Первен-ство в номинации «Малочисленная сельская школа» завоевала Юрьевская школа Угличского МО, школа № 3 города Данилова признана лучшей в категории «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение». А титул лучшего специального (коррекционного) образовательного учреждения отдан ярослав-ской школе № 45. Все победители получили от губернатора области премию 10 тыс. рублей. Специальными дипломами отметили еще девять образовательных учреждений, участвовавших в конкурсе. А школа им. Мичурина Даниловского муниципального округа делегирована представлять нашу область на всероссий-ском конкурсе в Москве. Специалисты департамента образования перед конкурсом проводили семинары, на которых знакомили руковод-ство учебных заведений с критериями оценки учреждений. В этом году, по словам главного специалиста областного департамента образования Ирины Бучиной, необходимо было продемонстрировать, что школа дает качественное образование, отвечающее современным потребностям детей и родителей, обустроенность кабинетов (оборудование, соответ-ствующее если не мировым стандартам, то хотя бы отвечающее духу времени), а также наличие условий для сохранения здоровья детей. Второе, на что обращало внимание жюри, – это достижения школы: победы ее учеников на олимпиадах, конкурсах и тому подобное. Один из главных критериев, по словам членов жюри, – комфортно ли учащимся в школе, нравится ли им приходить сюда. Об этом напрямую спрашивали у ребят и родителей и просто наблюдали, ведь восторженные лица детей обо всем говорят сами. Из 500 школ области в конкурсе участвовало лишь... четырнадцать. В некоторых номинациях победитель определялся всего из двух претендентов. Насколько в таком случае объективно признание каких-то учебных заведений лучшими в области? Решение – участвовать в конкурсе или нет – школа принимала сама. То есть если она посчитала себя успешной, современной, дающей качественное образование, способной подарить стране новых Пушкиных и Ломоносовых. Но не является ли весомым аргументом «за» или «против» в подобных конкурсах общественная оценка школы или, скажем, признание именно ее выпускников в качестве лучших абитуриентов ведущими вузами? Эти вопросы ни в коей мере не подвергают сомнению достоинства победителей и тем более мастерство учителей. Однако многие ярославцы и без всяких конкурсов «выдадут» список лучших или престижных школ города. Вот только ни в числе победителей, ни даже среди участников конкурса этих школ почему-то нет. Так что вопросов к организаторам, к сожалению, больше, чем хотелось бы.