Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 15 апреля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/54338/

Кому он нужен – наш диплом?

рубрика: Образование
Автор: Лариса НИКОЛАЕВА.

Наше образование всегда преподносилось как одно из лучших в мире. Живым доказательством тому служили иностранцы, приезжавшие учиться в СССР. Правда, при этом как-то умалчивалось, что иностранцы эти приезжали исключительно из соцлагеря. Сегодня иностранные студенты по-прежнему приезжают к нам учиться. Значит, наше образование кому-то нужно? Кому?


Почему не Кембридж? Большинство приезжающих привлекает не диплом – с ним потом у себя на родине измучаешься. Заставят экзамены сдавать или степень понизят (со специалиста на бакалавра, например). Тем не менее иностранцы все-таки выбирают наши вузы, в том числе и ярославские. Чем же их так привлекает Ярославль? Почему бы не отправиться в Гарвард или Кембридж? Понятно, что главная причина нашей популярности – более дешевая по сравнению с Европой или Москвой стоимость обучения. Скажем, за обучение на фармацевтическом факультете нашей медакадемии иностранцы выкладывают около 2 тыс. долларов в год, в Москве такое же образование обойдется как минимум в два раза дороже (в зависимо-сти от вуза). Из СНГ – в основном это жители Украины, Казахстана, Белоруссии, Азербайджана и Грузии – к нам часто едут не только за образованием, но и с целью остаться жить и работать в нашей стране. Это будет легче сделать с российским дипломом. Бытует также мнение, что образование, полученное в центре России, более качественно, чем где-нибудь в Азии. А изучающие русский язык вообще считают, что учить его лучше всего в глубинке, поскольку в столице чаще приходится говорить не на русском, а на родном языке или по-английски – с другими иностранными студентами. Жизнь в провинции кажется приезжим более спокойной, да и адаптироваться легче, чем в столице. Привлекает большая дешевизна жизни по сравнению с Москвой или Питером. Хотя по уровню сервиса Ярославль, безусловно, уступает, ведь столичная система обслуживания иностранных студентов развивалась давно. У нас часто практикуется проживание таких студентов на частной квартире. Предлагать им обычную студенческую общагу, как говорят кураторы, стыдно. Это только наши могут в них жить, а у иностранцев, видно, и нервная система более хрупкая, и вкус утонченнее. Наши дипломы ценятся. В Африке Иностранных студентов у нас в городе не так уж много. Например, в Демидовском университете сейчас учится человек 20 из СНГ, а из «дальних» каждый год приезжают 8 – 10 студентов. Как рассказала начальник международного отдела университета Альбина Егорова, по тем же программам, что изучают наши студенты, учатся лишь граждане СНГ. «Настоящие» иностранцы – американцы, финны, словаки – изучают здесь только русский язык (обычно в течение одного-двух семестров) и курсы по истории, политике и культуре России. А две студентки из Финляндии – Ээва и Туулиа, с которыми мы встретились, во время языковой стажировки в университете выбрали дополнительный курс по психологии, поскольку собираются стать учителями. Возможность практиковаться у нас они считают очень ценной. Интерес к нашей культуре есть и у американцев, так что несколько тамошних студентов приезжают в Демидовский на стажировку каждый год. В педагогическом университете в данный момент около 30 граждан СНГ учатся очно и более 200 – по дистанционной форме. Они, по сути дела, единственные иностранцы в этом вузе. Как рассказала руководитель иностранного отдела Елена Мишенькина, за последние несколько лет только одна американка получила в педуниверситете диплом бакалавра русского языка. Такую степень она выбрала, поскольку на родине собирается работать учителем, а наши методики преподавания ей там ни к чему. Диплом Ярославского технического университета за 12 лет существования в нем иностранного отделения получили почти 80 граждан из Китая, Вьетнама, Сирии, Индии, Марокко и некоторых других стран. По словам руководителя отделения Дмитрия Разумова, самыми востребованными у иностранцев являются менеджмент (управление строительными и химическими предприятиями), машиностроение, архитектура и градостроитель-ство, химическая промышленность. Дипломы нашего техуниверситета без проблем признают Сирия и Марокко. Но главное, все обучавшиеся не испытывают проблем с трудоустройством на родине. И даже успешно делают карьеру. Выпускник техуниверситета Белькади Фауд, например, стал вице-президентом крупной строительной компании в Марокко, возводящей сейчас спорткомплекс в Касабланке. Ну а самым популярным из наших вузов за рубежом является, конечно, Ярославская мед-академия. В ней за 12 лет было подготовлено 140 специалистов из 26 стран. Как рассказал руководитель международного отдела академии Андрей Яльцев, наиболее популярен вуз все в тех же Сирии и Марокко, а также в Индии, Перу, Йемене, Палестине и ряде других стран. Во всех этих государствах диплом медакадемии не только признан, но и весьма высоко ценится. В Марокко, например, выпускники фармацевтического факультета почти сразу же становятся заваптеками и получают очень даже неплохую зарплату (особенно по нашим меркам) – до 2,5 тыс. долларов в месяц. Так рассказывают родственники и друзья, приехавшие учиться вслед за теми, кто уже получил диплом нашего вуза. У многих россиян сложились некоторые стереотипы в восприятии негосударственных вузов, но у иностранцев этого нет. Ведь у них обычно наоборот – в списке самых престижных именно частные вузы. Из негосударственных в Ярославле выбирают, например, МУБиНТ. По словам руководителя международного отдела университета Натальи Багровой, здесь каждый год несколько иностранных студентов изучают русский язык. На остальных специальностях в вузе учатся только граждане СНГ, сейчас их около двадцати. Как правило, поступающих привлекает более низкий по сравнению с госвузами конкурс, да и обходится частное образование дешевле. Например, такая популярная специальность, как юриспруденция, в Демидовском стоит для иностранцев 55 тыс. рублей в год, а в МУБиНТе – 30 тысяч. Есть у частников и еще одна приманка: специальности, которых нет в государственных учебных заведениях, – переводчик, например. Характерно, что в негосударственном вузе все студенты – и наши, и иностранцы – платят за обучение одинаковую сумму. «Государственный подход» в ряде вузов бывает более дифференцирован: для граждан СНГ такса, как правило, процентов на тридцать выше, чем для наших студентов; а с иностранцев дальнего зарубежья чаще всего берут двойную цену. Имидж важнее денег Большинство студентов – что из СНГ, что из дальнего зарубежья – учатся, как и наши, за счет родителей. Но есть и те, кому платить из собственного кармана не приходится. Например, в медакадемии бесплатно для себя учатся студенты из Замбии и Намибии, направляемые к нам по линии Минобразования. В техуниверситете предполагается в ближайшие годы учить студентов-договорников из Вьетнама и Китая, за которых будут платить организации, направляющие их к нам. Получение прибыли от обучения иностранцев хотя и важная, но не первостепенная задача для наших вузов. Главное – выход учебного заведения на мировой уровень, возможность заявить, что вуз готовит высококлассных специалистов, востребованных в том числе и за рубежом. Так что главная польза от иностранных студентов – создание имиджа вузу. Трудно сказать, насколько престижно наше образование за рубежом в целом. Ведь западные студенты не стремятся заполучить российский диплом. Во многом, конечно, мешает языковой барьер. Но главная проблема в том, что наши дипломы не признаются автоматически на Западе, несмотря на то, что Россия присоединилась к Болонской конвенции. Кроме того, некоторые считают, что качество российского образования ниже европейского или американского. Во-первых, материальное обеспечение тамошних вузов существенно отличается от нашего. Во-вторых, многим не нравится наша методика обучения, когда необходимо записывать каждое слово лекции и затем воспроизводить ее один к одному на экзамене. За рубежом предпочитают дискуссии, в ходе которых студенты сами докапываются до истины, учатся самостоятельно приобретать знания. Не приняты в западных вузах и наши шпаргалки, подсказки, списывание. Об использовании плагиата там сразу же сообщают куда следует, потому что все должны «играть по-честному». Кстати, прожив какое-то время в России, некоторые студенты привыкают и к нашим «правилам игры». Как рассказали мне однокурсницы американки Терезы, обучавшейся в педуниверситете, поначалу ее шокировали повальное списывание и «взаимопомощь». Она пыталась взывать к совести: «Так нельзя! Это же нечестно». Но со временем, видимо, узнав нашу пословицу «Правда хорошо, а счастье лучше», она сама стала предлагать помощь во время контрольных по английскому. А вообще, как бы ни относились к российскому образованию иностранцы, приглашать к себе работать наших специалистов они не перестали. Значит, утверждать, что качество российского образования (по крайней мере большинства вузов) гораздо ниже западного, просто нелепо.