Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 19 января 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/54454/

Шпаргалки в нашей жизни

рубрика: Образование

Преступление


Смею утверждать, что на свете не было, нет и не будет ни одного более или менее взрослого человека, который хотя бы однажды не пользовался или не собирается воспользоваться шпаргалкой. Шпаргалки, если по-научному, – это аккуратно законспектированный максимум сведений на минимуме площади. Имеют хождение в основном в учебных заведениях. Грамотно написанная шпаргалка еще читабельна, но уже не занимает полпарты. Но написать ее – только полдела. Другие полдела – надо ее хорошенько спрятать. И наконец скрытно извлечь и прочитать... Все мы, ученики, делимся как минимум на три группы. Одни из нас плохо прячут шпаргалки. Их ловят, засекают, ставят пары... Другие прячут свои «знания» так тщательно, что попросту не могут незаметно извлечь бумажки в нужный момент. Восхищение вызывают третьи шпаргалочники, способные довести искусство «шпаргаловедения» почти до совершенства. Работают на грани истинного произведения искусства в жанре миниатюры. Встречаются абсолютные ноу-хау... На все это тратится столько выдумки и интеллекта, что порой кажется, а не проще ли было... взять и попросту выучить предмет... Итак, к вопросу о ноу-хау Шпаргалки, как известно, бывают разные. Некоторые просто пишутся и приклеиваются под одежду. Тут особых нововведений не случилось за последние сто лет. Также не меняются вечные «парашюты», то есть готовые ответы на заранее известные вопросы. Весь урок ты старательно пишешь, а под конец убираешь свою писанину и сдаешь вместо нее «парашют», написанный аккуратным почерком при помощи вспомогательной литературы. Все гениальное прос- то! Жаль только, что на все более или менее важные контрольные и экзамены теперь выдают проштампованную бу­магу... А вот вам мое личное ноу-хау: все утро усиленно сморкаетесь в бумажные носовые платочки, на контрольной достаете очередной... со всей необходимой информацией. Только не забывайте делать вид, будто вы простужены и, пожалуйста, не высморкайтесь в свою шпаргалку вза­правду. А уж к вам, сопливеньким, снисхождение будет особое. Только сама я этот метод не использовала: кроме всего тут нужен недюжинный актерский талант. Но кто использовал, не жаловался. О шпаргалках следует узнавать из двух источников: у тех, кто их производит, и у тех, кто их изымает. Например, оригинальная шпаргалочка была извлечена с экзамена по химии: студент-хитрюга записывал все лекции по вышеозначенному предмету непишущей ручкой на нелинованном листе. И взял их с собой на письменный экзамен в роли черновиков. Педагогу пришлось проявить орлиную зоркость, чтоб различить на «черновиках» собственные лекции... Последнее слово в ряду шпаргалок, как и во всех других сферах жизни, есть слово техники. И хотя нам уже давно за­прещают приносить сотовые на контрольные, мы набираем заранее известные ответы на калькуляторах – записных книжках, сканируем страницы учебников и перепечатываем их в миниатюре... Но ведь и педагоги на месте не стоят... Наказание Понятно, что на официальном экзамене меры наказания более чем суровые. Честно выучить предмет себе дешевле станет. Но в средней школе все зависит от правил конкретно этой школы. Либо там заранее продекларирован противошпаргалочный закон, либо... либо все будет в руках учителей. Кто-то из них просто скажет: «Два, сдай работу и можешь идти». Кто-то отбирает шпаргалку и говорит: «Снижу на балл» (как правило, в таких случаях снижение будет до двойки или кола). Бывает, предложат: «В понедельник ответишь мне по всей теме у доски, иначе поставлю то, что заслужил...». Но в любом случае с рук вам это не сойдет. И повлечет за собой тройное наказание: со стороны учителя, родителей и как завершающий аккорд, собственной совести. Вам оно надо? Затянитесь, Но не вдыхайте... Надеюсь, вы убедились, что из шпаргалок ничего путного не выйдет. Спешу вас разочаровать. Когда я спрашивала у учителей о том, что они думают по этому поводу, они, к моему удивлению, отвечали, что шпаргалки полезны (??!). При условии, если их писать самим. Оказывается, у нас существует несколько видов памяти. Кто-то услышит и насмерть запомнит. Кому-то для памяти достаточно несколько раз материал прочитать. А есть еще один – «шпаргалочный» склад ума. Кстати, старательно сделанную шпаргалку даже не придется доставать: она надежно отложится в памяти. А еще надо учитывать такой фактор как нервы. У большинства из нас на любых контрольных проверках в башке словно что-то вдруг заклинивает. А вот наличие шпаргалки вселяет уверенность и прекращает коленную дрожь. Вот и получается, что шпаргалки, можно сказать, жизненно необходимы. Отсюда вывод: пишите, друзья мои, шпаргалки, и чем больше, тем лучше. Вот только поступайте с ними примерно так, как курильщик, твердо решивший избавиться от вредной привычки: разомните сигарету, сожмите губами, зажгите спичку, поднесите к кончику сигареты, а затем, даже не затягиваясь, выбросьте ее в урну. Дым в легких – это такая гадость! //Даша Тарасова, школа № 49, 10-й класс.