Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 30 апреля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/54621/

Учебный теракт

рубрика: Образование
Автор: Екатерина АБРАМОВА.

Школьники поселка Туношна на днях побывали в роли заложников. Переодетые в террористов сотрудники УВД области проводили в школе показательные учения, имитируя теракт, подобный бесланскому. Мероприятие было организовано в рамках операции «Вихрь-антитеррор», который продлится в области до Дня Победы.


Параллельно с операцией в Туношне шла съемка учебного фильма, который будут потом показывать ярославским детям. Школа в отдаленном районе была выбрана специально, чтобы не пугать народ. Местное население о предстоящей суматохе своевременно предупредили. «Боевики» для начала обстреляли пост ГАИ, а затем «захватили» школу. Заслонившись детьми, террористы через окно из здания общались с важными лицами, требовали отпустить своего арестованного товарища и два миллиона долларов, а потом – предоставить вертолет. Условия милиция выполнила, однако, в лучших традициях жанра, преступники все-таки были задержаны. Как заметили сотрудники УВД и их начальники, репетиция теракта прошла отлично. Остается надеяться, что премьеры никогда не будет. Конечно, мнение милиции – не по­следнее в этом деле, но ведь в центре событий оказались дети. – Мы организовали учения так, чтобы дети не могли пострадать, – считает Олег Юрьевич Лобанов, начальник психологического отделения УВД области. – Для них это профилактика: как вести себя в определенной психонервирующей ситуации. Отмечу, что дети, как и учителя, не участвовали в активной фазе операции. Они даже оружие видели издалека. Их вывели из школы после переговоров, а непосредственно боевые действия начались после того, как школьников увезли на автобусе. Затем с ними организовали реабилитационную работу, проводили тесты, чтобы развлечь, пока взрослые «играли в войнушку». А что думают об этой «войнушке» сами дети? Ведь их игровая миссия хоть и была такой простой, в жизни является самой сложной. К участию в «теракте» были допущены 32 учащихся 9 – 10-х классов. Вот что поведали ребята о своих впечатлениях. – Мне было очень интересно, как это происходит на самом деле, – рассказывает Вова Иванов. – На уроке истории к нам ворвались трое «террористов» и приказали всем не двигаться. Мы, конечно, понимали, что все это игра, некоторые ребята даже улыбались. Однако был момент, очень похожий на реальность, когда заложников выводили из школы. Я сразу вспомнил кадры о бесланской трагедии. Но там, конечно, все было гораздо серьезней. За нами террористы, например, даже не следили – мы могли спокойно сбежать, а беслан­ские школьники такой возможности не имели. – Если честно, то для меня ситуация захвата развивалась неожиданно, – говорит Яна Додыченко. – Я почему-то думала, что в окно будут выставлять мальчишек, а «боевики» взяли меня и подружку. Я не знала, что со мной будет, как себя вести, и поэтому слегка растерялась. Психологи учили нас не смотреть преступникам в глаза и не перечить им. И я старалась все делать по правилам. После «захвата» нас тестировали. Мне, например, предложили сочинить сказку. Я придумала – про то, как рыцарь спасает своих друзей-гномов. Вообще мне хотелось понять, что чувствовали бесланские ребята. Теперь понимаю. Уверена, они думали о своих родителях. Даже страшно представить, что было бы со мной, случись теракт по-настоящему. Ведь и на учениях я чувствовала себя не совсем комфортно. Могут ли взрослые научиться противостоять теракту? Пожалуй, да. Аналитическое мышление, боевая выучка и специальная подготовка – главное, чем должны обладать спасатели, остальное – дело политики. А вот могут ли дети научиться быть заложниками? Ответ на этот вопрос однозначен – нет. И комментарии здесь излишни.