Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 12 мая 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/54765/

Этот День Победы

рубрика: Образование
Автор: Екатерина АБРАМОВА.

Торжественное празднование Дня Победы началось в Ярославле в девять утра. Первые лица города и области вместе с ветеранами возложили венки и гирлянды к монументу «Вечная память», к братскому захоронению 1941 – 1945 годов на Леонтьевском кладбище, к памятнику у музея боевой славы ярославцев. А затем вместе с губернатором области и мэром города победители приняли участие в открытии закладного камня Аллеи полководцев. В 11 часов на Совет­ской площади начался праздничный парад.


День Победы – это праздник всего народа. Но в первую очередь – это праздник ветеранов Великой Отечественной. Им дарят цветы и говорят слова благодарности за одержанную победу. А один раз в десятилетие подарков и почестей еще больше. Это юбилей Победы. На днях мы отметили шестидесятый пышно, как никогда. Может, потому, что для кого-то из ветеранов он – последний. Они уходили с площади торжественные, в тяжелых пиджаках со множеством медалей, с «сединою на висках и слезами на глазах», с трогательной красной гвоздикой в некрепкой руке – такими они запомнятся навсегда своим внукам и правнукам. А что еще останется у них в памяти? Считается, что про войну с фашистами дети мало чего знают и даже думают, будто ее выиг­рали американцы. Впрочем, последний стереотип, кажется, на ближайшие годы станет неактуальным, ибо несколько месяцев подряд на всех наших телеканалах главной темой была война. Теперь каждый ребенок уж точно знает, что в войне победили русские, и даже может перечислить имена киношных героев. А вот многим ли школьникам известно о настоящих героях Великой Отечественной? И вообще, что означает для детей и подростков День Победы? С этими вопросами я и отправилась 9 Мая на городские торжества. День был солнечный, и центр Ярославля заполонила молодежь. Первые, кого я встретила, – пятиклашки из школы № 57. Они возлагали цветы к памятнику маршалу Ф. И. Толбухину и как раз возвращались с этой почетной миссии. Дети с радостью говорили, как важен для них День Победы: «Наши деды сражались за то, чтобы мы жили счастливо». С восьмиклассницей Верой и девятиклассницей Таней я познакомилась, когда они угощались гречкой из полевой кухни, которая «работала» в парке Победы. Девчонки признались, что неголодны, но кашу попробовали «из интереса». К слову, в длиннющей очереди за «военной» едой стояли в основном подростки. Семьи Тани и Веры война, к счастью, обошла стороной. Может, поэтому они о ней почти ничего и не знают. – Была там Сталинградская битва, – неуверенно сказала Таня. Зачем на праздник пришли? Ну как же, это великий день, да еще на парад посмотреть. Но вспомнить о главных сражениях на фронтах Великой Отечественной подруги не смогли. – А вы такие имена, как Зоя Космодемьян­ская, Олег Кошевой, Леня Голиков, слышали когда-нибудь? Ответ отрицательный. Ладно, девчонки, доедайте свою кашу, веселитесь, праздник все-таки. Одиннадцатилетний Борис пришел на торжество вместе с папой. У мальчика на фронте воевал дедушка. Он дожил до Победы, а вот внука так и не увидел. Но Борис память деда чтит, и День Победы для него праздник. Из героев мальчик мгновенно назвал Егорова и Кантарию, которые водрузили Знамя Победы над рейхстагом. А вот о молодых и юных, положивших свои жизни за победу, школьник тоже не слышал. – В школе про них теперь не рассказывают, – поясняет Борин отец. – У современных детей другие герои. У Вечного огня две девушки вручили мне бумажный треугольник – так в войну складывали письма. Оказалось, это памятка с обращением ветерана войны Нины Ермолаевой к молодому ярославцу. Распространители листовок – старшеклассники из объединения «Молодой Ярославль». Как выяснилось, девчонок и мальчишек в сей торжественный день волнует та же проблема, что и меня: отношение их сверстников к Дню Победы и войне в целом. – Мы пытаемся понять, что для молодежи значит этот праздник, – говорит девятиклассница школы № 18 Женя Сорокина. – Некоторые ребята признаются, что считают его ненужным, а другие говорят о нем заученными из книжек фразами. Я думаю, все это оттого, что школьники мало знают о войне. У нас в учебнике только один параграф про Великую Отечественную, как мы можем узнать о ней, прочитав пару страниц? Честное слово, когда встречаешься с такими увлеченными своим делом людьми, верится только в лучшее. Расставаясь с ребятами, я задала свой главный вопрос. Нет, имена пионеров и комсомольцев-героев мальчики и девочки вспомнить не смогли, а когда я их назвала, признались, что слышали – только где и при каких обстоятельствах... Помнится, будучи школьницей, я по-детски горячо восхищалась подвигом Зои Космодемьянской, всерьез размышляла: а смогла бы я вытерпеть жестокие пытки? Случайно обнаруженный в какой-то потрепанной советской книге коротенький дневник ленинградки Тани Савичевой растрогал до слез и остался со мной навсегда – в нескольких строчках весь ужас войны. Я, как и мои сверстники, воспринимала это бедствие через человеческие судьбы, человеческие деяния. Но сегодня, переписав учебники истории, из них вычеркнули героев. А ведь они и есть эта самая история. – Молодежь должна знать, что война – это прежде всего тяжелая работа, – сказал мне ветеран Великой Отечественной Алексей Александрович Черняев. – Это пот и кровь. Это смерть, много смерти. Об этом нельзя забывать. И мне очень хочется верить, что патриотизм в нашей стране возродится.