Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 26 мая 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/55008/

Заложники бездорожья

рубрика: Образование
Автор: Екатерина АБРАМОВА.

Заложниками бездорожья оказались 60 жителей бывшего колхоза «Восьмое марта», что в Некоузском районе. От Нового Некоуза до центральной усадьбы хозяйства, деревни Голицино, примерно 25 километров: около 20 из них, до Гусева, относительно проезжая трасса в советскую бытность заасфальтированная, остальная же часть – размытая колея, по которой и в сухую погоду на машине едва проберешься. Но тяжелее всего приходится обитателям деревни Плишкино. Им до асфальта надо топать не менее восьми километров. Такие деревни в России обычно называют вымирающими, но ведь люди-то там – живые. А как жить?


Тамара Павловна Пушкина из Плишкина уверяет, что почти невозможно. Уже давно женщина обивает пороги районной администрации с просьбой не то чтобы заасфальтировать, но хотя бы засыпать большие канавы, и все без толку. В местном бюджете денег на это нет, глава округа Сергей Иванович Королев неодно­кратно поднимал вопрос перед руководством области, но пока строить дорогу ради полусотни жителей никто не соби­рается. Тамара Павловна, кстати, предпоследний председатель бывшего колхоза, рассказывает, что до развала сельхозкооператива трассу худо-бедно обихаживали местные трактористы. Но несколько лет назад земля вместе с техникой перешла в руки частного предпринимателя. Скотину он тут же перерезал, и сельхозпроизводство само загнулось. Не на чем стало доставлять продукты в голицин­ский магазин, единственный в округе. Тамара Павловна работает в нем продавцом, а ее муж дважды в неделю возит товар на собственном «уазике». Райпотребсоюз платит ему 1000 рублей ежемесячно и выдает деньги на бензин. Однако за пару лет езды по ухабам машина превратилась в развалюху. – Я просила в райпотребсоюзе зар­плату мужу повысить, или деньги за аренду машины заплатить, либо другой транспорт предоставить, а то ведь скоро не на чем ездить будет. Однако мне ответили: магазин убыточный, и все, что мы можем делать для его существования, мы делаем, а больше не можем. Лучше уж вообще его закрыть. И хотя в районной администрации уверяют, что этого не случится, жители все равно опасаются – ситуация ведь может попросту зайти в тупик. Тамара Павловна уверяет, что денег на доставку продуктов уходит очень много. Например, в слякоть на «уазике» до Голицина и вовсе не доехать – приходится нанимать лошадь, опять же за свой счет, перекладывать всю снедь в телегу и, как в старые добрые времена, везти все это в магазин. А по весне дорогу так размыло, что выехать вообще никуда нельзя было, и месяц люди сидели без хлеба. Есть в Голицине почта и медпункт. Поч­тальон и фельдшер к людям ездят на лошади или идут на своих двоих – в зависимости от погоды. Впрочем, говорят, медпункт в ближайшем будущем прикажет долго жить. У фельдшера сын в этом году пойдет в первый класс, возить его каждый день в школу в Новый Некоуз невозможно, а отдавать ребенка в интернат женщина не хочет. И потому намерена перебраться поближе к цивилизации. Добровольцев занять ее место пока нет, местные в основном пенсионеры, а молодежь в заброшенный край никаким калачом не заманишь. У самой Тамары Павловны четверо детей. Старшего буквально на днях отправила в армию. Второй, Павлик, заканчивает одиннадцатый класс в Новом Некоузе. Его и восьмиклассницу Сашу пришлось отдать в пришкольный интернат. Ожидает эта участь и шестилетнего Мишу. Конечно, нелегко матери расставаться с младшеньким, хотелось бы, чтоб он был рядом, но иначе никак. Из Гусева ребятишек забирает школьный автобус, но туда ведь как-то добраться надо. Летом на машине, зимой на «Буране», который тоже на ладан дышит, а в распутицу что, детям дома сидеть? Говорят Пушкиным: да уезжайте вы из этой дыры. – Но куда нам переезжать? – вздыхает Тамара Павловна. – Во-первых, здесь мои родители, о которых надо заботиться. Во-вторых, хозяйство: скотина, куры, пчелы. А в-третьих, где мы будем жить? Наш дом особо никому не нужен, его не продашь, а если и купит кто, то за небольшие деньги. Но если вдруг уедут Пушкины как семья фельдшера, местным старикам не выжить. Кто позаботится о них? – Вы знаете, мне кажется, что сейчас строить дороги в этих местах поздно, – сказал Сергей Григорьевич Лапутин, заместитель председателя райпотребсоюза. – Мы опоздали лет на 20 – 30. Тогда ситуацию еще можно было поправить, а теперь уже вряд ли. Людей, конечно, на произвол судьбы не бросим, дотянем... Вот только до чего? Разве что до полного вымирания.