Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 24 апреля 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/59923/

Каждый выпускник школы должен уметь... читать

рубрика: Образование
Автор: Лариса ДРАЧ.
Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ из архива редакции

В конце прошлой недели Ярославль стал дискуссионной площадкой в сфере образования – здесь прошёл образовательный форум, в котором приняли участие представители 59 российских регионов, а также специалисты из Австрии, Германии, Норвегии, Польши, Финляндии, Чехии.


– Образование – это одна из ключевых позиций устойчивого развития государства, – отметил заместитель губернатора Ярославской области Виктор Костин. – Именно от образования зависит, как общество справится с вызовом времени.

Директор департамента регионального развития Министерства образования и науки Сергей Кравцов подтвердил, что вопросы школьного образования сегодня находятся на постоянном контроле у первых лиц государства. Так, незадолго до Ярославского образовательного форума Президент страны Дмитрий Медведев провёл очередное совещание, на котором был поднят вопрос о совершенствовании управленческого корпуса в образовании.

– В 2012 году на модернизацию региональных систем образования будет направлено сто миллиардов рублей, – сообщил Сергей Кравцов. – Каждая российская школа почув­ствует на себе эффект этого финансового вливания – 45 тысяч школ страны получат по одному миллиону рублей. А вот на что их потратить, руководство школы должно будет решить самостоятельно.

Как было бы хорошо, если бы задачка решалась так просто: вложил деньги – получил желаемый результат. Но не тут-то было: над проблемой, как влияют на качество образования выделяемые государством средства, не первый год ломают головы учёные мужи из Министерства образования и науки. Проблема в том, что по сей день не существует общероссийского критерия оценки качества образования.

Собраться вместе чиновникам и стратегам такого уровня удаётся нечасто, а потому совершенно здраво было решено сверить курсы – верной ли дорогой идём, товарищи? О том, каким видят будущее системы образования в Европе, рассказал Петри Лэмпинен, финский представитель Европейского фонда образования. В «Европейской стратегии развития образования-2020» расставлено несколько принципиальных вёшек. Кроме обязательного дошкольного, речь идёт об образовании, которое длится всю жизнь, вне зависимости от возраста человека. Мы должны воспитывать образованных людей, объяснял позицию Петри Лэмпинен, но в то же время образованная молодёжь должна найти работу, реализовать себя на рынке. Это особенно важно в условиях экономического кризиса: страны не могут не думать о том, чтобы вложенные деньги приносили требуемые обществом результаты. (Замечу, что зарифмованность ключевых моментов в различных выступлениях была очень заметна. Так, россий­ские и европейские чиновники самого высокого уровня одинаково обеспокоены тем, чтобы инвестиции не ушли в песок).

Анализируя европейскую стратегию-2020, декан факультета менеджмента в образовании Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская отметила, что европейцы делают акценты на новые компетенции: предпринимательство и инициативное действие (это к вопросу о том, чтобы найти себе достойную работу), умение и желание учиться на протяжении всей жизни. Нам трудно поспеть за европейским образованием, посетовала Елена Ленская и привела пример: в то время как «у них» обязательно знание двух иностранных языков помимо своего родного, «у нас» многие с трудом владеют одним – родным.

Это подтвердил Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования «Высшая школа экономики». Он привёл ужасающий пример: почти 13 процентов российских детей, окончивших девятый класс, практически необучены, вплоть до неумения читать. 20 – 25 процентов не в состоянии усвоить школьную программу по математике.

Однако один обозначенный в докладе финского стратега момент обратил на себя особое внимание: речь идёт о мультикультурности общества. Проблема мигрантов сегодня актуальна как для России, так и для стран Европейского союза. У детей-мигрантов изначально иные стартовые возможности из-за незнания языка, уточнила Елена Ленская, и здесь надо учитывать как языковой барьер, так и низкие ожидания учителей, связанные с детьми – представителями не титульной нации.

– В целом «Стратегия-2020» грешит евроцентризмом, но я поддерживаю озвученную в ней идею поддержки родных языков, хотя это и может привести к созданию этнических школ, – подытожила своё выступление эксперт Ленская.

А что у нас? О российской стратегии развития образования-2020 рассказал Исак Фрумин. Он подчеркнул, что конференция в Ярославле завершает цикл обсуждений стратегии и делает первый шаг на пути к её реализации. Исак Давидович успокоил: в российском образовании нет катастрофы, нет и деградации. Но, как водится, есть отдельные недостатки: так, наши школьники имеют низкий уровень функциональной грамотности (то есть не умеют на практике применять свои знания). Велик разрыв между успешными и неуспешными группами обучающихся. Есть проблема и в том, что у многих учеников отсут­ствует мотивация к учебе, не говоря уже о взрослой аудитории.

– Мы пять раз за последние годы обновили стандарты, но содержание образования практически не изменилось, – резал в глаза правду-матку Фрумин.

Проблему столичный эксперт видит в том, что результаты нашего образования не соответствуют вызовам времени. На вопрос что делать, Фрумин дал такие ответы: необходимо обратить внимание на гарантированную доступность дошкольного образования; добиваться успешности каждого ребёнка. Надо заниматься расширением внешкольной сети просвещения и социализацией учеников, актуальна и проблема обновления педагогических кадров.

Европейские эксперты внимательно выслушали выступление российского стратега. Антон Добарт, генеральный директор по вопросам образовательного сотрудничества со странами восточной и юго-восточной Европы и региональных инициатив Министерства образования, искусств и культуры Австрии в целом одобрил российскую стратегию-2020. Он ещё раз подчеркнул, что инвестиции в человеческий компонент, как правило, носят отложенный характер. Дескать, не стоит ожидать, что «нажмёшь на кнопку, получишь результат». Мы обязаны так готовить молодёжь, чтобы она по окончании обучения могла вписаться в экономическую ситуацию XXI века, повторил ранее высказанную коллегами мысль Добарт. И подытожил: важно развитие каждой отдельно взятой личности свести воедино, чтобы в конечном результате мы получили высокообразованное, предприимчивое, мотивированное к обновлению общество.

– Каждая страна сама несёт ответственность за реализуемую систему образования, но от обмена опытом выиграют все стороны, – сделал задел на будущее общение представитель Европейского фонда образования Петри Лэмпинен.