Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 08 ноября 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/62101/

Ректор педуниверситета поставил экспертам двойку

рубрика: Образование
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.
Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ.

В первых числах ноября прошла пресс-конференция заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова о результатах масштабного мониторинга государственных вузов и их филиалов. 130 из них (в Центральном Федеральном округе – почти каждый третий), в том числе маститые столичные – Государственный институт управления, знаменитые педуниверситет, Московский архитектурный и Литинститут. В этом перечне с признаками неэффективности оказались три ярославских вуза – техуниверситет, сельхозакадемия и ЯГПУ имени К. Д. Ушинского.


Как и в других регионах, в Ярославле при правительстве области создана рабочая комиссия под председательством заместителя губернатора Виктора Костина – она уже предметно занялась анализом данных по каждому вузу и подготовкой предложений о том, как конкретно изменить ситуацию к лучшему. Свои комментарии к итогам мониторинга дал на пресс-конференции и ректор педуниверситета Владимир Афанасьев.

Наш собеседник принял журналистов в своём кабинете. Пришёл на встречу с ними сразу после бесед с губернатором, заседаний рабочей комиссии, совета ректоров области и учёного совета университета.

– Смысл нашего часового разговора в голубом зале педуниверситета – сохранить нормальную рабочую и творческую атмосферу, несмотря на то, что результат мониторинга, мягко говоря, вызывают много вопросов в педагогическом сообществе, – особо отметил наш собеседник.

Конечная цель тестирования – реформа высшего образования. Реформа продолжается, в ней самым активным образом участвуют и ярославские вузы. Острополемические комментарии ректора касались методики тестирования и его результатов. Главные показатели выбирались из 102-х, разработанных ассоциацией ведущих вузов страны и одобренных Российским союзом ректоров. Резюме в каждом случае выносились по пяти самым главным критериям: среднему баллу ЕГЭ, научно-исследовательской, международной, финансово-экономической деятельности вуза и по нормативу полезной площади на одного студента.

– Категоричности наших экспертов можно только позавидовать, – с такой ремаркой ректор прокомментировал ключевой критерий эффективности любого вуза – сумма, заработанная через научные исследования. Так вот, норматив в 50 тысяч рублей превышен в ярославском педуниверситете больше чем в шесть (!) раз, на каждый бюджетный рубль здесь зарабатывают 84 копейки. Много это или мало?

– Показатель просто потрясающий, – без ложной скромности объяснил профессор, и в тему вспомнил: – Лет десять назад я мечтал, как выйти на этот «полтинник», завидовал вузам, где было что-то похожее, теперь это, как видите, и для нас реальность. Ведь и показатели, и сам мониторинг должен нацеливать нас на то, как нам работать ещё эффективнее. Как бы, по-моему, было правильно? Выяснить, сколько вуз на рубль бюджета зарабатывает денег, вывести рейтинг. Мы-то думали, что так и будет, и тогда по этому рейтингу мы будем в числе первых. А получилось, что получилось. По общей сумме у нас недобор всего в 3 процента и нам записывают в этой графе большой минус. Так что двойку ставить надо бы не нам, а тем, кто эти тесты проводил – пусть не обижаются.

Остальные показатели профессор Афанасьев, будучи математиком по призванию, прокомментировал в стиле блиц. Итак: хорошим баллом у ЕГЭ признан 60. У педуниверситета по бюджетникам – превышение: 61,5. А как дела у внебюджетников, спросили ректора. 56,6 – стало быть, не хватает. Но ведь, пояснил наш собеседник, это же так и должно быть: если бы у внебюджетника было больше, он стал бы кем? Бюджетником! Или вот графа «Международная деятельность». Посчитали студентов-иностранцев, при нормативе семь человек на тысячу. В педуниверситете, собственно, так и есть – семь иностранцев на тысячу студентов. Тогда тестуемых спросили: а сколько же у вас выпускников-иностранцев, почему-то именно в 2011 году (а не в 2010 или 2012-м). Получили на две души меньше, вот вам ещё один «признак неэффективности».

– И никто не спросил, сколько мы учим сирот, инвалидов, целевиков-льготников, – искренне недоумевает ректор.

Последняя, как выразился ректор, закавыка. Педуниверситет якобы не тянет по нормативу средней площади на одного студента: надо 11 кв. м, а у нас – 8. К слову, по педвузовским меркам – 7,9 – это вполне нормально.

– Никто не поинтересовался, как дались нам эти квадратные метры, – снова не скрывает своего горького недоумения профессор. – А ведь за этой восьмёркой – полтора десятилетия стройки: новый корпус в 6000 квадратных метров, года через два будет ещё 8600, об этом скажу позже. А нам говорят, вынь да положь одиннадцать. Между тем наше пространство – это база практики в детских садах, школах, колледжах, где есть филиалы кафедр и дей­ствуют договоры с университетом – вы знаете, что нами принята программа непрерывного образования.

К тому же не всё можно выразить цифрами – тут мы с нашим собеседником тоже немедленно согласились. В мониторинге не оказалось ни одного вопроса о воспитании студента, будущего специалиста, кем бы он ни был – инженером, врачом и уж тем более педагогом. В педуниверситете создана оптимальная воспитательная среда: есть вертикаль от заместителя декана до совета наставников, совета студентов, объединений волонтёров и доноров, до ресурсных интернет-центров в каждом из трёх общежитий, актива сада памяти «Моим учителям».

65 процентов выпускников становятся здесь учителями – при среднероссийском показателе в 40 процентов. Восемь из каждых десяти учителей нашей области и три четверти всех заслуженных учителей РФ – выпускники этого вуза.

Такие ключевые понятия наследия классика отечественной педагогики Константина Ушин­ского, как «общечеловеческое воспитание»; общедоступность образования; раннее и одновременное развитие разных творческих возможностей ребёнка; свободный труд как основа жизни и воспитания, в этих стенах не устарели ни единым словом. Не говоря уж о легендарном «Рецепте самосовершенствования» Ушинского – он полностью приведён на сувенирных книжных закладках, изданных университетским музеем его имени.

Ректор и первый проректор Михаил Новиков не пожалели времени, чтобы объяснить, как сами они и их коллеги понимают, что значит работать эффективно. Владимир Васильевич показал фотографию внушительной новостройки, выросшей всего за один год, с освоением 70 миллионов рублей. Продолжается упрочение репутации Ярославского педуниверситета как вуза и педагогического, и учебного, и что особенно важно, исследовательского. По президентской программе создаётся центр инновационных технологий, один из семи в России.

На базе естественно-географического факультета открыт Институт хемогеномики (от корня «ген») с участком опытно-промышленного производства субстанции для лекарств – серьёзное подспорье к становлению и развитию в Ярославле фармацевтического кластера. Через два года цехи будут оснащены суперсовременным оборудованием (ещё на 300 миллионов рублей), и, как надеется ректор, Президент Владимир Путин «приедет посмотреть на своё детище».

Ещё одно подтверждение в пользу того, что ЯГПУ имени К. Д. Ушинского давно сложился как крупный центр науки – письмо, пришедшее в эти дни в правительство Ярославской области. Губернатор Сергей Ястребов получил на своё имя послание из Москвы от группы видных математиков России, учёных с мировыми именами, среди которых академики Игорь Шафаревич, Алексей Паршин, Фёдор Богомолов (всего в послании восемь подписей – учёных из Математического института РАН, профессоров и почётных докторов университетов Лондона, Парижа, Льежа, Нью-Йорка). Напомнив только об одной из признанных во всём мире научных школ Ярославского педуниверситета – об учебниках по алгебраической геометрии профессоров З. А. Скопеца и И. С Тихомирова, о регулярно проводимых в Ярославле школах-конференциях, а с прошлого года летней школе для молодых исследователей, об эксклюзивном начинании ЯГПУ – ежегодных «Колмогоровских чтениях», авторы письма заканчивают его таким обращением к руководству области: «Мы считаем абсолютно необходимой поддержку этих исследований и организационной деятельности, имеющей общероссийское значение и удовлетворяющей мировым стандартам науки».

Интересно, какое отношение может иметь то, о чём пишут академики, к некоторым выкладкам министерских тесторов, заслуживших, пусть и в шутку, «двойку» у профессора математики Владимира Афанасьева?

– Пусть они извинят нас за резкие высказывания, – подвёл итог ректор. – Пакет документов мы передали для анализа в региональную рабочую комиссию. Буду созваниваться с моим коллегой академиком РАН Виктором Леонидовичем Матросовым, ректором Московского педуниверситета, где тоже обнаружены «признаки неэффективности». Если он будет согласен «броситься на амбразуру» вместе, то будем записываться на приём к замминистра. Только бы удалось достучаться.


Комментарии