Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 10 апреля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/7608/

«Железный конь» идет на смену

рубрика: Образование
Автор: Анатолий КОНОНЕЦ

Вот весна пришла, скоро лето. С летом у народа возникает тяга к истинно летним развлечениям. В их число входят не только деструктивные (купание в пьяном виде, выходы на шашлыки, разведение костров), но и некоторый позитив. Многие, например, выводят из стойла своего «железного коня». Конечно, в наше время велосипед одновременно утратил и функцию престижа, и свое значение как транспортное средство... Однако есть еще люди и целые социальные прослойки, желающие передвигаться именно этим способом. Ну что ж, руль им в руки и седло... под известное место.


Муки выбора

Хорошо тому, кто лишен мук выбора, уже имея велосипед времен развитого социализма – «Челюсть» (пардон, «Десна») или даже какой-нибудь «Старт-Шоссе». И в том смысле хорошо, что запчастей для этого добра еще навалом по магазинам, и потому, что обслуживание его сводится к периодической подтяжке гаек с конусами и смазке втулок.

Другое дело, что есть еще герои, отправляющиеся покупать велосипед в первый раз. В эту категорию, конечно, не входят те, кто раз в три года меняет «Десну» на «Десну» – их пристрастие к отечественному производителю заслуживает самых добрых слов. Но как покупать то, что уже было, если по улицам нашего древнего города ежевесенне выставляются пирамиды призывного вида из велосипедов различного свойства? И цены самые что ни на есть разнообразные и привлекательные. Как выбрать из этого многообразия то, в чем потом не придется раскаяться?

Друг семьи?

Для начала: нужно определиться, как велосипед будет экс-плуатироваться и где его предстоит хранить. Жителям «хрущевок» (особенно тем, у кого не прост путь на балкон) следует глубоко задуматься: в условиях компактного проживания найти место для «железного коня» будет вовсе не просто.

Опять же размеры статьи не позволяют обсудить такие волнующие и привлекательные темы, как, например, велосипеды шоссейные, предназначенные для систематических тренировок и поддержания физической формы спортсменов. В стороне останутся агрегаты экспедиционные, на которых специально обученные люди преодолевают тысячи километров. Мы не будем рассматривать даже горные велосипеды, хотя их ассортимент составляет более девяноста процентов выставленных сегодня на продажу устройств. Сосредоточимся на двух основных задачах: велосипед для взрослого, пре-доставляющий возможность в любое время получать от катания удовольствие, безопасный, долговечный и относительно недорогой (в пределах пятнадцати тысяч рублей) и велосипед, на котором можно учить ребенка кататься с таким расчетом, чтобы он провел в седле этой штуковины года три.

Самая большая ошибка – покупка велосипеда в продуктовых магазинах. Дешево, но так сердито... Сидя в кювете, вспоминать потом родословную китайцев, все это добро из консервных банок свинтивших, и наших торговцев, в Россию его доставивших...

Идеально покупать велосипед в специализированном магазине. Как правило, ему сопутствуют гарантийная мастерская и сервисная служба (современные велосипеды нуждаются в систематической настройке и регулировке, которую не всегда можно осуществить в домашних условиях). В Ярославле таких магазинов пока нет, поэтому придется выбирать из тех, что обладают наибольшим выбором и наиболее обученным персоналом.

Лучшее – детям

Пункт первый: велосипед для ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть укомплектован шлемом (лучше – фирменным). К шлему в обязательном порядке должен прилагаться ремень (можно – обычный, от папиных штанов). Взаимодействие этих агрегатов следующее: к примеру, ребенок выехал на велосипеде без шлема... Берется ремень, часть тела ребенка, противоположная предназначенной для шлема...

Естественно, что в означенном ценовом диапазоне можно выбрать только маунтинбайк – «Орленок» и «Уралец» не «рулят» по определению, а учить человека сразу на шоссейнике – на то специальные школы есть. СДЮШОР-18, к примеру, что на въезде в Брагино.

Правда, и среди маунтинбайков имеется своя градация. Нипочем не стоит покупать велосипеды, предназначенные для скоростного спуска (даунхилл), поскольку они тяжелы на подъеме и дорого обходятся. А вот так называемые BMX велосипеды имеет смысл выбирать, поскольку они-то как раз и предназначены для поездок «вокруг дома». Размера небольшого (диаметр колеса от 20 до 24 дюймов – при всем желании не разгонишься), весят мало, стоят недорого (низшие модели). Правда, у них нет переключателя передач, но он им и не нужен – изначально стандарт ВМХ создавался для экстремальных развлечений: пандусы перепрыгивать, с лестниц съезжать и вообще «зажигать» в специально отведенных местах. Научиться ездить на двух колесах вполне возможно. А захочет ребенок совершенствоваться дальше – можно будет и серьезный байк ему приобрести. А то и шоссейник – вдруг он еще одним Армстронгом станет? Правда, рослому дитяте ВМХ может оказаться мал изначально.

А вообще – что такое малый или большой велосипед? Как его надо брать по росту? Технология выбора весьма сложна, и непосвященный может в ней запутаться, как в трех соснах. К примеру, как вам понравится: «самый простой способ грубо оценить размер рамы, который вам необходим, – это встать на ровном месте так, чтобы верхняя труба рамы оказалась между ногами, и замерить расстояние от промежности до верхней трубы»?

Дальше приводится формула того, как этим способом выбирать шоссейник, маунтинбайк или велосипед для туризма. Чтобы не «заморачиваться» сложными расчетами и не выбирать отдельно раму, седло и шатуны педалей, предлагаем более комплексный тест. Сидя на велосипеде, человек должен касаться одной педали – в нижней точке – практически полностью (но не полностью!) разогнутой ногой. Вторая нога – та, которая стоит на максимально поднятой педали – согнута в колене так, что бедро становится параллельно земле или колено слегка наклонено вперед. При этом посадка (положение тела при упоре на руль) определяется простым, как мир, соображением: чтобы было удобно.

Мечта о двух треугольниках

Главное при покупке велосипеда для взрослого – успешно избежать потуг маркетинга, имеющих цель «раскрутить клиента на деньги». Именно благодаря этим потугам в наших магазинах периодически встречаются агрегаты с карбоновой (углепластиковой) рамой за двести у.е. или их клоны с хромоникелевой или даже титановой (!) рамой – за триста. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!

Подобные технические решения располагаются далеко за пределами пятисот долларов, обозначенных в начале статьи. Из возможного есть только варианты с алюминиевой рамой. Алюминий – металл очень интересный. Его сплавы тем больше подходят велогонщику, чем меньшей цифрой они маркированы. К примеру, если материал рамы идет под маркой Al 7000 – есть повод задуматься. Если же по финансовым возможностям подходит рама с индексом

Al 6061 – нужно хватать и бежать, хватать и бежать!

Алюминий легко загнуть и разогнуть, но тяжело сварить – об этом нужно помнить, если велосипед предполагается ремонтировать. Но и при выборе имеет смысл посмотреть: часть производителей сваривает рамы на полностью автоматизированных линиях, часть –умелыми ручками братских народов. А те, случается, так наволтузят электродами – куда там нашим родным сантехникам.

И еще один критерий того, что рама сделана именно тем производителем, который упомянут – стикеры на «фирменных» рамах наклеиваются под слой финишного лака. Именно поэтому они не отлетают через 200 километров пробега. Если же стикер наклеен поверху – это знак, что некий шибко умный житель Поднебесной «косит» под серьезного дядю. Некоторые продавцы с умным видом произносят слово «баттинг» – и начинают выжидательно смотреть. Ничего умного в этом слове нет – так обозначается изменение внутреннего профиля трубы. За счет этого достигается в иных местах повышение ее прочности, в других – легкости. Баттинг глазом не увидишь, поэтому смело требуйте доказательств – то-то он (продавец) покрутится.

Материал в раме – главное, но и форма не менее важна. Вот с ней-то сегодня творится такое буйство красок... Между тем нас-тоящую прочность в сочетании с хорошими амортизирующими свойствами дает классическая конструкция – два треугольника с общей стороной, являющейся трубой под опорой седла. Есть варианты, но они в оригинале тоже рассчитаны на тех, у кого далеко за тридцать (лишних тысяч рублей в кошельке). Еще нужно озаботиться дропаутами («ушки» для крепления крыльев, дополнительных тормозов, багажника и прочего навесного добра, на маунтинбайке в принципе не нужного – но мы-то выбираем прогулочный велосипед). Кстати, о терминах. В огромном перечне современных велосипедов для неспешных, но продолжительных прогулок по слегка пересеченной местности больше всего подойдут «нижние» модели класса «кросс-кантри», прос-тейшие одноподвесные эндуро, или велосипеды уровня «комфорт». Среди последних – наибольшее количество китайских «макетов велосипеда в натуральную величину». Зато настоящие «комфорты» как нельзя лучше подходят именно для перемещения по городу, а не для диких скачек по горам.