Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 30 мая 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/8232/

Плевок в лицо учителю

рубрика: Образование
Автор: Директор школы № 25 Вязниковцева

Статья профессора ЯГПУ В. Жельвиса «Перед именем твоим», опубликованная в «Северном крае» за 22 мая, была посвящена проблемам общества, а в частности, проблеме учительства в современной России. И многое, конечно, отмечено в ней верно: и снижающееся уважение к профессии учителя, и то, что страшно бывает поставить двойку ученику, ожидая любой, даже самой неадекватной реакции...


Но есть строчки, например, такие: «Вот уже долгие годы в школу идут главным образом те, кому просто некуда податься. Ни детей они не любят, ни предмет они не знают...», которые вызывают у нас, учителей, недоумение и неприятие. Создается впечатление, что автор, уважаемый и известный в городе профессор Владимир Ильич Жельвис, о существовании детей и педагогов знает только понаслышке. Дети у нас, конечно, не подарок, спорить не будем. Но если нам, взрослым, сложно адаптироваться в современном мире, то каково им – подросткам? Из статьи же следует, что дети наши – убийцы и насильники, жестокие и страшные монстры. И уж точно не люди, которым требуется помощь старших и более опытных людей.

Бесспорно, подонок и в четырнадцать лет подонок. Но ведь есть талантливые дети, с которыми хочется работать и жаль расставаться, когда они заканчивают школу (таких, кстати, большинство). И выпускники наши ходят к своим учителям годами – посоветоваться, рассказать о себе, поздравить, в конце концов. И это не единичный случай, скорее правило. Хочется спросить автора: а сколько лет вы лично проработали в школе и когда последний раз общались с настоящими детьми?

Еще интереснее объясняет автор причину детских и подростковых девиаций. Оказывается, во всем виноваты недоучки-учителя. Неудачники, пришедшие в школу только потому, что пойти им больше некуда. А откуда эти недоучки берутся?! И тут же автор отвечает на этот вопрос, приводя пример из личного опыта о девушке, слезно молящей поставить ей «три» на госэкзамене и клянущейся не идти работать в школу. Закономерен вопрос: а зачем вы ей «три»-то поставили, если ничего она не знала о предмете?

Директор «дырку» в штатном расписании заткнул недоучившимся учителем, которого, именно вы, уважаемый Владимир Ильич, недоучили. И выпустили к детям. Чья недоработка? Правильно, педуниверситета.

Бытует мнение, что человек, который хорошо знает свое дело и хорошо за это получает – профессионал. А тот, который хорошо знает свое дело и получает за это мало – энтузиаст. В школе работают действительно энтузиасты. Дети – существа чуткие. И за отношение к ним они платят, как правило, той же монетой. Ваш неудачник, которому пойти некуда, не продержится в школе. Сойдет с ума в худшем случае, озлобится – в лучшем...

Детей и работу с ними не любить невозможно. Это просто закон психологического выживания. Да, нам мало платят. Да, мы знаем, что такое пресловутое «эмоциональное выгорание». Да, мы бываем раздражены после шести уроков. Но не надо нам говорить, что мы не любим детей и не знаем свой предмет. Мы это воспринимаем как плевок в лицо от собственной альма-матер. Не стоит судить обо всех учителях по одной девушке, которую педуниверситет не смог выучить.

Предложение автору статьи: приходите к нам в школу. Пообщайтесь с детьми. Пообщайтесь с педагогами. Посмотрите на нас живых, а не описанных вашим красивым и циничным слогом. Посмотрите, сколько у нас молодых учителей, которые отстаивают интересы своих детей (именно своих, потому что мы воспринимаем их именно так). Послушайте, что скажут о нас наши дети. И тогда уже забивайте последний гвоздь в гроб отечественной педагогики.

С искренним уважением, коллектив школы № 25(16 подписей).

Прочитав статью В. И. Жельвиса, я сделала для себя открытие: оказывается в моем штате сплошные неудачники и недоучки, которыми заткнуты «дырки» в расписании. И именно эти неудачники развивают школу, воспитывают детей, выпускают медалистов, работают с «трудными» подростками, принимая их проблемы близко к сердцу.

Интересно, о каких плохо работающих учителях может идти речь, если в прошлом году наша школа выпустила шесть медалистов, классный руководитель выпускного класса заслужил благодарственное письмо от детей и родителей, а более 60 процентов педсостава – учителя первой и высшей категории? А у нас, прошу заметить, не элитная школа и работаем со всеми детьми, не выбирая из них особо одаренных. Мы боремся за каждого ребенка, и не считаем деньги в кошельке их родителей. Не смотрим на то, с каким аттестатом пришел ребенок. Мы выучиваем и выпускаем всех. Это не мешает нам сотрудничать с управлением Северной железной дороги, готовя абитуриентов для одного из престижнейших вузов страны – Московского государственного университета путей сообщения. У нас в школе могут найти себя и реализоваться и «сильные» ученики, и те, кто претендует на оценку «три». На будущий год мы выпускаем два профильных класса – химико-биологический и инженерно-технологический. В этом году делаем набор в 10 класс под патронажем московского вуза. И все это – силами педколлектива. Так о каких неудачниках идет речь?

Может быть, В. И. Жельвис имел в виду школу «вообще»? Нарисовал, так сказать, образ современного учителя? Но ведь за этим образом стоят реальные, хорошо работающие люди.