Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 19 июня 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/8502/

Ее тянуло туда, где труднее...

рубрика: Образование
Автор: Материал подготовлен студентами ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Ольгой ПОПОВОЙ, Мариной СУХАРЕВОЙ, Русланом ЧЕРНЫШЕВЫМ, Натальей РАЧИНСКОЙ, Анастасией МИХАЙЛОВСКОЙ, Валентиной СМИРНОВОЙ, Наталией ДЕНЕЖКИНОЙ, Ольгой ТАРАСКИНОЙ.

22 июня мы будем отмечать очередную годовщину со дня начала Великой Отечественной войны. В канун Дня памяти и скорби в редакцию «Северного края» приходит немало писем, в которых наши читатели предлагают поделиться своими воспоминаниями о тех, ставших уже далекими, годах, присылают рассказы о своих родных и знакомых. И что особенно приятно, пишут о войне и чтут память павших не только люди пожилого возраста, но и молодежь. Студенты ЯГПУ имени К. Д. Ушинского предоставили в редакцию ставший результатом их кропотливой поисковой работы материал о героиче­ски погибшей при освобождении Белоруссии выпускнице Ярославского педин­ститута Валентине Лавровой.


В главном здании педуниверситета оформлен зал, где вывешены 76 фотографий бывших фронтовиков, золотыми буквами написаны 13 фамилий тех, кто героически пал за Родину. Среди них выпускница педагогического института – Валентина Лаврова. Она ушла добровольцем на фронт, воевала разведчицей, командовала взводом тяжелого орудия. За боевые заслуги награждена орденами и медалями. Ей посвящена поэма В. А. Тухтина, выпускника нашего вуза. Боевая подруга Валентины, бывшая актриса Волковского театра Софья Аверичева в своей книге «Дневник разведчицы» рассказывает о фронтовой дружбе с Валей, об ее смелости в борьбе с врагами.

Родилась Валентина в селе Михайловское Рыбинского района. Родители ее, Мария Николаевна и Василий Валерьянович, были первыми учителями Михайловской школы, где продолжили трудиться и ее сестры: Лиза и Августа.

Валентина, средняя сестра, закончила Рыбинское педучилище, а в 1942 году – физико­математический факультет Ярославского педагогического института. Война застала ее на третьем курсе. Многие из студентов ушли на фронт. Будущие учительницы вечерами работали на заводах, ездили в прифронтовую полосу рыть траншеи, противотанковые рвы, строить укрепления. Получив диплом учителя, комсомолка Лаврова попросилась на фронт и была направлена в Ярославскую коммунистическую дивизию.

Научиться стрелять из пушки Вале не составило особого труда. Помогло хорошее знание математики. Вскоре ее назначили командиром орудия. Как­то раз в артдивизион зашел заместитель командира полка по разведке.

– Как идут дела?

– Плохо, – отрезала Валя.

– Почему так?!

– Далеко от передовой. Вот в разведке, там интересно. Возьмите в разведку!

Майор улыбнулся и утвердительно сказал:

– Согласен!

Военная жизнь была Вале не в тягость, рослая, мужественная, сильная, не раз она доказывала свою незаменимость в боевых операциях, хотела быть наравне с мужчинами, ведь она – боец! За решимость и принципиальность Лаврову избрали секретарем комсомольской организации роты разведчиков.

У сестры Вали Августы хранятся ее фронтовые письма. Вот уж где история стала реальностью! Сколько оптимизма, веры в победу в ее словах!

«...Была 14 дней на самой передовой, но, как видите, головы не сложила, а на грудь еще повесила медаль «За отвагу», уже вторую. Ходим на задание в тыл противнику. Убиваем их, а когда удается – берем фрицев живыми в плен. Если надо будет, то за Родину отдадим и жизнь...»

Командир Валентины Лавровой – П. И. Наливайко передал очерк о службе разведчиков в Михайловскую школу:

«Девушкам, попавшим на фронт, несравненно тяжелее, никаких скидок война не делала для них, разве что создавала дополнительные трудности. Девушка – санинструктор, санитар, телефонист, радист, даже снайпер – вроде бы привычная картина. Но девушка – командир орудия – редкость.

...Однажды Лаврову не взяли в состав нашей теперь малочисленной батареи для участия в марше. Видимо, посчитали уставшей. И она незамедлительно появилась передо мной:

– Почему меня не берут в батарею?

– Это же явление вынужденное и временное. Получат пополнение, найдут все­таки для него какой­нибудь транспорт, прибудет 7­я батарея туда, где уже будет 8­я, и все опять встанет на свои места.

– А что я здесь буду делать?

– Что и все: спать, отдыхать, нести караульную службу.

Э­эх! Чудачка! Не так уж много мы отдохнули до этого в Ворвище, а она недовольна.

Возле нее остановились несколько человек в маск.костюмах и о чем­то разговаривали. Через несколько минут Валя быстро пошла к мосту, где лежали солдатские пожитки с семи батарей, развязала свой вещмешок и стала одеваться в маск.костюм.

– Куда это мы собираемся, да еще и прикостюмливаемся? – спросил я.

– Я иду к разведчикам. Раз вы меня не берете с батареей...

– Что­то у тебя очень просто получается. Ты же командир орудия!

– Какой я командир орудия, когда нет ни орудия, ни людей? Будет орудие и люди, тогда я возвращусь и буду командиром орудия.

Я промолчал. Что я мог ей возразить? Не встретив противодействий, Валя закончила свои немудреные сборы и тут же, не спрашивая разрешения, сказала: «Я пошла, меня ждут. Счастливо. На передовой встретимся». С автоматом и полупустым вещмешком она быстро подошла к дороге, где трое разведчиков действительно ждали ее...»

...В один из суровых ноябрьских дней 1943 года маленький домик в Михайлов­ском навестило страшное, непоправимое горе. «Сержант Лаврова Валентина отдала жизнь в бою за социалистическую Родину, верная воинской присяге, проявив геройство и мужество, была убита 30 октября 1943 года...» А было это так...

С опушки леса деревня казалась совсем близкой. Трое разведчиков проникли в поселение. В домах пусто. Немцы, очевидно, отошли. Еще семнадцать разведчиков в белых маскхалатах пересекли лощину и смело подошли к деревне. И вдруг гитлеровцы ударили из пулеметов, открыли автоматный огонь. Завыли мины. Засада! Отход назад отрезан. Начался неравный бой.

Противно свистели невидимые пули, впиваясь в снег. Справа и слева ползли бойцы. Валентина видела, как суровы их лица. Надо продержаться во что бы то ни стало до подхода подкрепления. Валентина попыталась вскочить и крикнуть: «За мной!», но голос перехватило, ударило взрывной волной. Нестерпимая боль свалила в снег. Осколок мины впился в живот, пули пробили ушанку, сорвав ее с головы. Валя опомнилась. В нескольких метрах немцы. Они бежали к ней, крича: «Фрау!». Она, собрав оставшиеся силы, рванулась вперед с гранатой над головой. Свинцовая боль ударила в плечо, в грудь... Враги втащили Валю в траншею, били по лицу, пытали.

Совсем рядом загремело: «Ура!» Немцы выбросили Валю на бруствер. Они прикрыли себя ее телом и стреляли по наступающим нашим подразделениям. А сердце разведчицы билось все реже и реже... Но гарнизон немцев был разгромлен.

Валентину Лаврову и ее боевых друзей схоронили на северо­восточной окраине деревни Ненцово в Меховском районе на Витебщине, на месте прошедшего боя.

Несмотря на указание точного места захоронения, братская могила, в которой лежит Валентина, найдена была совсем недавно, что несказанно обрадовало всех, помнящих ее, а особенно сестру Августу.

Во время гастролей Волковского театра по Белоруссии актер В. Н. Курышев, знавший от Софьи Аверичевой, что где­то здесь находится захоронение, случайно попал в деревню Межа, он увидел на местном кладбище ухоженные могильные холмики и на одном из обелисков имя – Валентина Лаврова. Местная пионерская организация, ребята­школьники заботятся о захоронениях, несут вахты памяти. Их стараниями не потеряно последнее пристанище многих героев, наших земляков. Почти на Родине, все­таки далеки они от близких сердцу мест, и мы, студенты ЯГПУ, готовимся к поездке в Белоруссию, чтобы почтить их память, возложить цветы на их могилы.

Никто не должен быть забыт, обычный рядовой и генерал. Главное, чтобы мы помнили тех, таких же как мы сейчас, не побоявшихся лишений, отдавших все во имя спасения Родины.