Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 22 января 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/18867/

Паспорт здоровья школьника: за и против

рубрика: Медицина
Автор: Светлана КРУПИНА
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

Министерство образования и науки выступило инициатором создания «Паспорта здоровья», который в ближайшие два года должны получить все российские школьники. По словам директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России Алины Левитской, это комплексный документ, который позволит собирать всю информацию о здоровье ребёнка, о его физическом развитии, психоэмоциональном состоянии, данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах.


Введение «паспорта здоровья» якобы будет способствовать появлению у детей более ответственного отношения к своему здоровью. Хотелось бы верить. Но... мнения о пользе такого документа у наших респондентов, увы, далеко не однозначные.
Наталья Владимировна ОЛЕНДАРЬ, начальник отдела организации медицинской помощи женщинам и детям департамента здравоохранения и фармации Ярославской области:
– Никакой информации о «Паспорте здоровья» школьника в департаменте пока нет. Как это будет реально? У нас есть опыт введения «Паспорта здоровья» детей от 0 до 3 лет, который разработала Наталья Леонидовна Чёрная. Такой паспорт – это живое участие родителей в оценке состояния своего ребёнка, оценка более объективная. У родителей повышается ответственность за сохранение здоровья детей, повышается их активность в воспитательном процессе. А когда сам ребёнок будет отмечать состояние своего здоровья, он начнёт думать и анализировать. На тех территориях, где введён наш паспорт, отзывы о нём родителей очень хорошие. И с «Паспортом здоровья» школьников, думаю, то же самое будет.
Наталья Леонидовна ЧЁРНАЯ, главный педиатр Ярославской области:
– Надо вводить. Это своеобразный мониторинг, позволяющий следить за здоровьем школьника. Вводить паспорт и отвечать за его ведение будут работники образования. Но без участия медиков оптимально это не сделать. Ведь паспорт называется «Паспорт здоровья». Поэтому будем это делать вместе.
Создатели паспорта предполагают, что он будет заполняться совместно с родителями, учителями, медработниками и психологами. В него будут внесены данные о физиологических особенностях ребёнка и перенесённых им заболеваниях, сведения о семье, успеваемости и личных достижениях.
Галина Павловна ТОЛОКОННИКОВА, заместитель директора общеобразовательной школы № 76 г. Ярославля:
– По идее, вести «Паспорт здоровья» должны специалисты – врачи. Как это всё будет отслеживаться? У нас в школе хорошая компьютерная база. Мы бы все данные заложили в компьютерные программы. Как это будет отслеживаться учителями-предметниками, физкультуры, классными руководителями? Пока нет никаких указаний. Вопросов много возникает. Но нужное дело. В журнале была бы специальная страничка. К примеру, просится ребёнок выйти, а я не хочу его отпускать. Посмотрела бы, а у него какое-то заболевание...
Что же касается простых учителей, которых я опросила в Ярославле, Ростове, посёлке Некрасовское, то настроение у них в связи с этим нововведением отнюдь не радужное. Фамилии свои они, по понятным причинам, просили не называть, но отвечали одинаково – лишняя нагрузка ляжет на плечи и без того загруженных бумажной писаниной педагогов. Высказывали они большие сомнения в том, что родители и сами ребята будут регулярно вести записи. Возможно, будет это делать крайне маленький процент. Ведь у учителей многолетний опыт наблюдений за тем, как дети заполняют обычные школьные дневники. В старших классах многие ученики их вообще не носят на уроки. А родители хорошо, если раз в месяц туда заглянут. Так будут ли они вести ещё и «Паспорта здоровья»?! Вряд ли. Наверное, кто-то в верхах, давно оторвавшийся от реальной школы, диссертацию защитил на этих паспортах на нашу головную боль, сетовали педагоги в один голос. Кому и зачем это нужно? И не станет ли данный глобальный проект, на реализацию которого пойдут колоссальные средства, провальным? Как Байкало-Амурская магистраль? У каждого ребёнка имеется карточка в поликлинике и в школьном медицинском кабинете, где есть данные о прививках и заболеваниях от рождения до совершеннолетия. От того, что их запишут дважды, ребёнок здоровее не станет.
Авторы паспорта надеются, что «Паспорт здоровья» школьника будет ещё и стимулом для организации правильного режима дня и контроля за нагрузками на уроках физкультуры, за рационом питания, обеспечением двигательной активности ребёнка. Но ведь рядом с фамилией каждого ученика уже указана группа здоровья в классном журнале. И физрук обязан её учитывать, задавая упражнения. Нужно ли изобретать велосипед? Рядовые учителя считают, что нет.
С 2000 года в России развивается движение «Школы, содействующие укреплению здоровья». В системе образования действует более трёх тысяч «школ здоровья», в которых созданы условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья детей.
Ольга Сергеевна МИНЕ­ЕВА, директор Первомайского детского дома:
– Дети у нас нездоровые. Поэтому мы решили работать по здоровьесберегающим технологиям. По программе «Здоровый ребёнок», которую создала заместитель директора Ирина Юрьевна Тихомирова. Ведём «Карту развития ребёнка». Наработки и база для введения «Паспортов здоровья» школьников у нас уже есть.
«Карта развития ребёнка» создана педагогами и воспитателями, непосредственно работающими с детьми, причём действительно заинтересованными в сохранении здоровья своих питомцев. Она компактна и удобна.
А что представляет собой паспорт Минобрнауки? Мы поинтересовались, он опубликован на сайте министерства. И это, по мнению нашему и многих, туда заглянувших, совершенно неудобоваримый документ, где много лишнего. Заполнять ответственным за его ведение придётся 43 листа!
Алевтина Валентиновна РЕПИНА, начальник отдела развития общего и дополнительного образования департамента образования Ярославской области:
– Сейчас идёт обсуждение этого документа, сбор замечаний, предложений. В частности, по сокращению паспорта. Проект не соответствует 152-му закону о персонифицированных данных. Данные о здоровье человека – закрытая информация. Необходимо обеспечить сохранность этой информации, режим сохранности в электронном варианте паролем в каждом учреждении. Данная безопасность должна быть обеспечена и на уровне региона. Для этого необходимы большие средства. Проект обсуждается, но нет пока методических рекомендаций. Некоторые регионы имеют свои «Паспорта здоровья». Есть такой паспорт в школе № 26 города Рыбинска. Он менее трудоёмкий, более технологичный. В него включены самые основные положения, касающиеся здоровья человека. Если утвердим его, то будем работать по своему варианту.
Александра Николаевна ЛОГИНОВА, руководитель цент­ра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса Ярославского института развития образования:
– Рыбинский вариант – это не совсем «Паспорт здоровья», а электронная программа «Система наблюдений за уровнем физического развития учащегося». Разработчики программы – руководители и учителя физкультуры школы №26 Рыбинска. Они представили свой «продукт» 16 декабря 2009 года на региональном этапе международной выставки социально-педагогических инноваций в Ростове. Наш центр заинтересовался их разработкой. В январе 2010 года департамент образования проведёт совещание по разработке «Паспорта здоровья» школьника. Мы выступим с предложением взять за основу систему рыбинцев, так как она сделана как компьютерная программа. Такой паспорт можно доработать, добавив социальные и психологические разделы. Для этого предложим открыть на базе института развития образования экспериментальную площадку в 26-й школе Рыбинска, чтобы за год доработать электронный паспорт и после этого начать его опробировать в учебных учреждениях.
В мнениях родителей детей школьного возраста, коих я опросила, также слышна разноголосица.
Светлана Николаевна БЫСТРОВА из Ярославля, мать одиннадцатиклассника:
– Если бы такой паспорт хранился дома, то, возможно, имеет смысл его заполнять. Медицинские карты-то детей постоянно находятся в поликлиниках. Бывает, правда редко, они теряются. А с ними может исчезнуть и информация о каких-то хронических заболеваниях, позволяющих получить, допустим, освобождение от армии. А в призывной комиссии, знамо дело, все парни к армии пригодны! Так было с моим старшим сыном. У него давление 160 на 100, а врач пишет: «Годен». Хорошо, я с ним ходила на комиссию и сказала, что сын несколько раз с давлением в больнице лежал. Направили нас к кардиологу, и он по­ставил диагноз «вновь выявленная гипертония». А в паспорте сведения о том, что у ребёнка с давлением не всё в порядке, было бы указано. Но будет ли иметь какую-то юридическую силу этот документ для призывной комиссии?
Альбина Юрьевна КОЩАНОВА, педагог на пенсии, бабушка первоклассника:
– Конечно, паспортизация здоровья школьников – дело важное. Мы получим картину здоровья ребятишек в каждом классе и в стране в целом, и это, возможно, внесёт коррективы в условия обучения детей, в систему организации учебного процесса и отдыха. Но если каждый из участников проекта – врачи, учителя, родители, психологи и ребёнок – будут относиться к заполнению паспорта спустя рукава (а я склонна полагать, что именно так и случится – у семи нянек, как известно, дитя без глазу), то есть ли смысл вообще всё это затевать?
А вы как считаете, уважаемые читатели?


P.S. Первой рассказать о своём отношении к нововведению – «Паспорту здоровья» – редакция предлагает директору департамента образования ЯО Татьяне Степановой.

«Очень важно, чтобы ребёнок с ранних лет осо­знавал, что здоровье не даётся навечно от рождения, его нужно сохранять и укреплять на протяжении всей жизни, что предполагает воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни», – сказала Алина Левитская.

По данным Минобрнауки, сегодня более половины детей имеют ослабленное здоровье. До 80 процентов детей в возрасте 14 лет страдают хроническими заболеваниями. При этом только около 10 процентов выпускников школ могут быть отнесены к категории абсолютно здоровых.


Комментарии