Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 19 июня 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/20298/

Он врачует людей и растит цветы

рубрика: Медицина
Автор: Светлана КРУПИНА
Фотографии: Светлана УСОВА

В этом году российские врачи, медсёстры, фельдшеры, лаборанты, санитарки и другие работники системы здравоохранения отметят свой профессиональный празд­ник День медика в 30-й раз. 



Мы отправились в гости к лауреату премии года главы Пошехонского района Владимира Кабанова в номинации «Призвание», главному врачу Ермаков­ской амбулатории, заслуженному врачу РСФСР Владимиру Александровичу Жукову в село Ермаково, что затерялось среди густых пошехонских лесов и находится почти на границе с Вологодчиной.

На Вологодчине Владимир Александрович и начал работать фельдшером после окончания Череповецкого медицинского училища в 60-е годы. 

Годы учёбы в Ярославском медицинском институте врач Жуков вспоминает как очень напряжённые: приходилось и учиться, и работать – сначала в узловой больнице на станции Ярославль-Главный, в кабинете предрейсового медицинского осмотра бригад машинистов поездов, затем фельдшером на «скорой», в школьном медкабинете… Практику и интернатуру прошёл в третьем клиническом отделении кафедры госпитальной терапии мединститута в больнице имени Соловьёва у Веры Павловны Кочегаровой. Знающий, опытный специалист, она всегда помогала интернам с большим желанием.

Такую же поддержку получил Владимир Александрович, вернувшись в родное Ермаково, от главного врача Ермаковской участковой больницы Фёдора Андреевича Чернова, заслуженного врача РСФСР. 

– Фёдор Андреевич вникал в мои проблемы, помогал, – рассказывает доктор Жуков. – Очень внимательный человек. 

Когда Владимир Александрович сам возглавил Ермаков­скую больницу, дружеским советом ему всегда помогала коллега из Гаютинской участковой больницы, тоже заслуженный врач РСФСР Нина Евсеевна Смирнова.

– У неё проблемы, у меня проблемы, можно поделиться, не боясь, что тебя предадут, – вспоминает Владимир Александрович. – Человеческой порядочности так не хватает. Поговорил бы сегодня о наболевшем, но не с кем. 

Когда Жуков приступил к исполнению обязанностей главного врача, материальная база его больницы была архибедная. Деревянное здание стационара с печным отоплением на 25 коек для больных. Начал новый руководитель с того, что решил упорядочить хранение медикаментов. На шкафы денег не было. Пришлось крутиться, просить в сельсовете «переходящие остатки», где можно было, экономил, но шкафы полированные приобрёл.

– В 86 – 88-м годах стали больше средств выделять на бельё, медикаменты. Мы жили тогда безбедно, начали закупать оборудование для кабинета ФИЗО, – продолжает главный врач. – К сожалению, основной костяк нашего сегодняшнего оборудования с тех лет. А в 85-м у нас начались большие проблемы. Пожарные постановили закрыть стационар, и сельсовет принял решение реконструировать ветхое здание. Строитель­ство больницы велось за счёт средств, выделяемых на капитальный ремонт. Нанимали строительные бригады то с Украины, то из Череповца. Наконец в сентябре 90-го въехали в новое здание. А в 2005 году приехала комиссия из Ярославля и закрыла наш стационар, как и многие другие участковые больницы.

При строительстве больница в Ермакове планировалась как больница с койками сестринского ухода, где получали бы лечение пожилые немощные люди. Ведь стационар сегодня есть только в Пошехонье, где стариков продержат десять дней – и вылетай.

А нужна ли вообще соб­ственная больница, пусть на 

10 – 15 коек, в таких отдалённых уголках области? 

Ответом на вопрос, и очень убедительным, стал следующий факт. В тот день, когда мы приехали в Ермаково, у одной дачницы из Череповца случился инсульт в 5 часов утра, когда она шла на автобус. 

– До Рыбинского сосудистого центра от нас не добраться, везти её в Пошехонскую ЦРБ тоже нет возможности: больная в коме, не транспортабельная, – с горечью говорит главный врач амбулатории. – Лежит дома, назначили ей лечение, но что с ней будет – неизвестно, стационара-то у нас  нет. Вот вам и реформа здравоохранения!

Обязанности главного врача – это общественная нагрузка, считает доктор Жуков, основная его работа – врач-терапевт. В Ермаковской амбулатории работают также зубной врач Татьяна Борисовна Браеску, фельдшеры Светлана Алексеевна Николаева и Ирина Алексеевна Кузнецова, акушерка Людмила Борисовна Мельникова, лаборант Людмила Альбертовна Максимова, санитарка Ирина Владимировна Ромашова и шофёр Александр Михайлович Абрамов.

Терапевты, работающие в отдалённых сельских уголках, – врачи универсалы. 

– Моя дочка однажды попала под качели, ей разорвало щёку, – рассказывает Любовь Юрьевна Николаева. – Владимир Александрович шов наложил так искусно, что потом пластические хирурги в Ярославле удивлялись его мастерству.

– Человек на своём месте, отличный специалист, искренне предан своей профессии, – говорят о докторе Жукове земляки и коллеги. Не даром он имеет многочисленные награды – «Отличник здравоохранения», орден «Знак Почёта». 

Маленькая сельская амбулатория оказывает посильную медицинскую помощь 780 жителям окрестных деревень.

– В 73-м, когда я стал главным врачом участковой больницы, здесь проживали две с половиной тысячи человек. Было два колхоза, в них более семисот работников, лесокомбинат, сырзавод, бригады электриков, связистов, – вспоминает Владимир Александрович. – 22 населённых пункта. Сегодня население уменьшилось втрое! Деревни вымирают. Есть такие деревни, как, к примеру, Подрелино, где проживает один человек. Три деревушки вообще прекратили своё существование, заброшены. Сельское хозяйство загублено. В этом году ничего не посеяли. Молодёжь бежит из деревень – работать негде…

Вместе с населёнными пунктами вымрет скоро и сельское здравоохранение. 

Сегодня в таком крупном по территории районе, как Пошехонский, работают 328 медицинских работников. В местные медицинские учреждения требуются более 10 молодых специалистов. В ФАПах большой процент работников пенсионного и предпенсионного возраста.

От грустных мыслей врача Жукова отвлекает его хобби – цветоводство. На приусадебном участке врача как раз к Дню медика зацветут любимые пионы – 150 кустов всех возможных сортов и цветовых оттенков.

– У греков существует миф, – рассказывает Владимир Александрович. – Геракл ранил Аида, и, чтобы оказать ему помощь, мать Аполлона богиня темноты Лето подарила целебные растения Пеону – ученику Асклепия (или Эскулапа), бога врачевания. У богов тоже существует зависть, и когда Аид выздоровел, Пеона превратили в прекрасный цветок. Пион – целебный цветок. Настойку из него принимают при сердечно-сосудистых заболеваниях. В Китае пион называют королём цветов. Замечено, где растут пионы, никогда не показываются злые духи.



Комментарии