Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 20 октября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/277/

Гены и крокодилы

рубрика: Медицина
Автор: Михаил ШИШОВ

В понедельник россияне узнали о себе чрезвычайно актуальную новость. Оказывается, жители нашей страны буквально закормлены генетически модифицированной продукцией! «Гринпис России» опубликовал в электронных СМИ чуть ли не пару листов названий компаний, которые якобы поставляют на российский рынок генетически модифицированные продукты. Приводить этот список смысла нет. А по-чему нет, сейчас разберемся.


ЧТО ТАКОЕ ГМП И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ

Для начала определимся, что есть генетически модифицированный продукт. Гены, как известно, носители биологической информации. Именно они обуславливают, что от крокодилов появляются крокодилы, от птиц – птенцы, а из желудя вырастает дуб, а не орех. В относительно недавние времена за одно это простое утверждение можно было отправиться в места не столь отдаленные.

С тех пор прошли ничтожные для биологической эволюции пять десятков лет, а ситуация изменилась радикально. Теперь «продажная девка империализма» (так клеймили генетику во времена борьбы «единственно верного учения» с учением, впоследствии победившим) может то, о чем мечтали Трофим Денисович Лысенко и иже с ним, а именно – тасовать гены в произвольном и заранее заданном порядке.

И уже недалек день, когда тому же крокодилу можно будет подсадить часть наследственной информации... страуса, допустим. И будет сия животина поставлять не только кожу для чемоданов, но и перья для шляпок. Правда, если с генами перемудрить (или недосмотреть за их перестановками), можно заполучить монстра, который будет не только больно кусаться, но и лягаться с оттягом (страусы на это большие мастера). Поэтому, наверное, генетики о таком научном подвиге не задумываются, а занимаются делами более приземленными – обеспечивают дальнейшее улучшение снабжения населения продуктами питания.

Логика здесь простая: чем травить какого-нибудь долгоносика химическим веществом, подсаживаем к охраняемой культуре ген того растения, которое этот самый долгоносик напрочь не переносит. Вуаля: овцы целы, волки сыты и пастуху премия! Или, скажем, проблема с авитаминозом: вся Азия понемногу переходит на генетически модифицированный рис, содержащий альфа-токоферол (витамин Е, говоря попросту). В рисе этого витамина нет вообще, а жить и размножаться без него практически невозможно.

Получать же синтетически – дорого, да и не каждого азиата убедишь, что его счастье – в маленьких красных капсулках. В смысле эволюционном это, естественно, только полумера. Тот же долгоносик через несколько поколений обязательно приспособится к биохимическим особенностям модифицированного растения и примется его уплетать с не меньшим азартом. Мало того, он, возможно, начнет подъедать и тот вид растений, откуда был заимствован «отпугивающий» ген.

Однако это все случится (в худшем варианте) завтра, а кушать хочется здесь и сегодня. Но не слишком ли мы рискуем, поедая то, что даже долгоносику не по вкусу?

СВИНАЯ ОТБИВНАЯ И СОЕВЫЙ ГУЛЯШ

По мнению доктора наук Инны Мстиславовны Прохоровой, преподавателя генетики биологического факультета ЯрГУ, риск здесь не больше, чем при употреблении отбивной из самого что ни на есть девственного оленя, застреленного деревянной стрелой в Шервудском лесу. Поскольку гены как таковые мы не едим. Питаемся мы белками (информация о структуре их заложена как раз в генах), а также веществами попроще: жирами, углеводами и витаминами. ДНК, являющаяся «информационной составляющей» генов, занимает в любом продукте от силы сотую часть процента (по весу) и вместе с белками утрачивает структуру уже в желудке под действием соляной кислоты и ферментов пищеварения (пепсина и трипсина). Рассуждения гринписовцев о том, что модифицированные гены могут, дескать, встраиваться в кишечную бактериальную флору и тем влиять на иммунитет (а уж тем более что они могут попадать непосредственно в клетки человека, потребляющего генетически модифицированные продукты), вызывают у генетиков и биохимиков приступы слегка нервического смеха. Дело в том, что во всей пище, которую мы употребляем, гены имеются. Все они – результаты тех или иных модификаций, происшедших в ходе эволюции жизни на Земле. Однако пока ни один любитель свиных отбивных пятачком не обзавелся, да и организм потребителей гремучих змей так и не научился вырабатывать ядовитые пептиды.

В чем же тогда смысл действий «Гринписа»? Помимо саморекламы, на которую падки почти все общественные организации, возможно, здесь подмешиваются экономические интересы европейских сельхозпроизводителей. Ведь генетически модифицированные продукты давно и прочно завоевали рынки США и теперь активно рвутся на рынки Старого Света. Противопоставить этой экспансии Европе практически нечего – ГМП на порядок дешевле. Перенаселенная же (и соответственно голодная) Азия рада этим продуктам, как манне небесной. Нормативов по маркировке продукции ни в США, ни в России нет (хотя служба, которой предписано заниматься анализом содержания ГМ-составляющих в продуктах питания, в Ярославской СЭС имеется).

ПОЗДНЯК МЕТАТЬСЯ, ПОЧКА ОТВАЛИЛАСЬ

Теперь попробуем ответить, за какое место можно ухватить поставщика такой еды в регион, если, с одной стороны, нормативов даже по ее маркировке как нет, так и не предвидится, а с другой – генетические модификации происходят каждодневно и ежеминутно в генофондах любого биологического вида. Презумпцию невиновности никто не отменял, а доказывать, что та или иная генетическая модификация появилась именно в лаборатории, а не стала результатом естественной мутации, не то что СЭС, а целый НИИ будет несколько месяцев. Потому, по мнению Инны Мстиславовны Прохоровой, практически вся соя, имеющаяся сегодня на рынках Центральной России, генетически модифицирована. То же можно сказать об американской кукурузе (из нее делают поп-корн) и лецитине (без него не обходится ни одна шоколадка).

Похоже, воевать с ГМ-продуктами уже поздно. Генетика действительно оказалась «продажной девкой империализма». Но если с собственноручно выращенными «продажными девками» ни одно правительство и государство справиться не может, то, наверное, остается единственный выход – как-то эту «продажность» легализовать. Чтобы по крайней мере употреблять те модификации продуктов, которые для приема внутрь изначально предназначены. Будем надеяться, что фирмы, о которых «Гринпис» упомянул (а среди них есть и держатели торговых марок, известных на всю страну), именно так и ставят вопрос. В противном случае придется спешно переходить на картошку со своего огорода.

Комментарии