Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 27 августа 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/30422/

Ах, Наталья Николаевна

рубрика: Медицина
Автор: Татьяна ЕГОРОВА.

Представьте себе, что вы знакомитесь с человеком, и он рекомендуется так: "Александр Сергеевич Пушкин". Нечто похожее я испытала однажды, узнав, что передо мной Наталья Николаевна Гончарова. Сегодня, когда исполняется 190 лет со дня рождения той, далекой Натальи Николаевны, есть повод встретиться с ее тезкой, архитектором-реставратором Натальей Гончаровой.


Скажу сразу, чужих лавров она не присваивает, никаких параллелей не строит, живет своей собственной жизнью, а если судьба и подкидывает время от времени что-нибудь эдакое, то чего на свете не бывает! Та Н. Н. играла в шахматы, и эта играет тоже. Любит высокие прически, как любила в молодости та Н. Н. Их объединяют природная женственность и мечтательный взгляд... И разъединяют полтора века, которые развели женщин двух разных эпох так далеко, что подчас кажется, будто они принадлежат к разным цивилизациям. Наша Наталья Николаевна родилась в Краснодаре. Отец - строитель гидросооружений, работал в Сибири, Узбекистане, на юге России, детство прошло на колесах. К моменту окончания школы семья оказалась под Москвой, Наташа поступила в Московский архитектурный институт (МАРХИ) и в 1981 году окончила его по кафедре реставрации и реконструкции исторических сооружений и комплексов. Она училась у Сергея Сергеевича Подъяпольского. Профессор, виднейший специалист по древнейшим памятникам России, он стажировался в Италии, был человеком обширнейших знаний, большой скромности, с огромным авторитетом в профессиональной среде. На дипломе, который она делала по усадьбе Глебовых-Стрешневых близ Торжка, судьба свела ее с замечательной женщиной, кандидатом искусствоведения Анной Матвеевной Харламовой. Она исследовала творчество архитектора Львова, друга Оленина, Державина, Капниста, Муравьева - по его проектам построены их дачи, усадьбы, дома в Петербурге, во многих из них бывал потом Пушкин... Наука, полученная "из первых рук", да тем более из таких, открыла глаза на то, насколько безмерна профессия, которую она выбрала, и на то, что учиться придется всю жизнь. Кто такой реставратор? Это историк, археолог, искусствовед, конструктор, технолог по работе с деревом, камнем, штукатуркой, металлом и прочая и прочая. Выбирая место, куда распределяться после окончания института, она искала город, где есть у кого поучиться. Подъяпольский, который любил повторять "мы даем вам только базу", посоветовал Ярославль. Так в 1981 году Наталья оказалась в "Ярреставрации". Первая запись в трудовой книжке сделана здесь в ее день рождения, 14 сентября. - Богородицкая, Столярова, Сафронов, Рыбников, Новиков - хорошая была команда, - вспоминает она. - А какие рабочие - каменщики, керамисты, с некоторыми из них считали своим долгом советоваться на равных именитые столичные специалисты. Возглавлявший и тогда, и сейчас "Ярреставрацию" Виктор Данилович Щаульский сразу смекнул, что кадр ему достался полезный. Настрой на самоусовершенствование и широкий профиль стали основанием для того, чтобы совать молодую реставраторшу туда, куда других не заманишь. Впрочем, честно выполняя унылую обязаловку, она все-таки умудрялась подключаться к настоящей работе. Готовясь обновлять фасады Ильи Пророка, тогда исследовали его древнюю покраску. Наталья познакомилась здесь с реставратором-химиком Ольгой Геннадьевной Галашиной, знания которой с тех пор высоко ценит и к помощи которой прибегает всякий раз, когда для этого есть малейшая возможность. Потом начались разные семейные дела, Наталье нужно было куда-то уехать. Предложили должность архитектора Рыбинского реставрационного участка, она согласилась. Собственно участок, это, как выяснилось, бригада "взрослых дядек" и она одна. Первый рабочий день на первом рыбинском объекте - Казанской церкви, стоявшей без глав, в полном запустении, ознаменовался тем, что пришлось взять топор и собственноручно вырубать стоявшие лесом борщевики. В последующие дни и недели она буквально исползала церковь всю вокруг - так началась самостоятельная реставрационная жизнь. Через три года у нее уже была группа из двенадцати человек, они делали приличный объем работ, участок продолжал расти. Жизнь кипела. Впереди замаячила возможность последовательной и серьезной реставрации всего Рыбинска, и прежде всего регенерации его исторической части. Но времена переменчивы. Кризис в стране в начале 90-х совпал с разногласиями на рыбинском участке, Гончаровой пришлось уйти. Ее пригласила к себе Татьяна Львовна Васильева - в областной комитет по охране памятников с закреплением за Угличем, Рыбинском и Мышкином. За пять лет Гончарова выросла здесь от ведущего специалиста до начальника отдела реставрации и реконструкции. Только Рыбинск как был, так и оставался за окном ее квартиры, и спокойно смотреть на его гибнущую старину она не могла. Когда стало совсем невмоготу - ушла на самостоятельную работу, архитектором-реставратором на вольных хлебах. Время для этого оказалось не лучшим: 1995 - 1996 годы, в стране разброд, неопределенность. Две зимы сидела на квашеной капусте и черном хлебе, а ведь надо было содержать семью. Больше года работала на пивзаводе кем-то по строительству, что-то чертила, выгораживала кабинеты, ездила на подработку в Москву к друзьям. Возвращаясь в Рыбинск, кляла свое одиночество, но оторваться от города, с которым срослась невидимыми нитями, уже не могла. Официально ее статус сейчас - индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. Первое время вольной жизни было особенно тяжело психологически. И вдруг в 2000 году Гончарову пригласили сразу на два объекта. Сначала завели разговор о церкви царевича Димитрия на Крови в Угличе, а вслед за тем о музее-усадьбе "Карабиха". Объекты уникальные, известные всей России, любой архитектор-реставратор о таких только может мечтать. Церковь Димитрия на Крови к недавно отпразднованному 1065-летию города была заново покрашена. Реставрация ее продолжается, Гончарова ездила сюда последние два года и продолжает ездить сейчас, отслеживая каждый шаг работы каменщиков, штукатуров, плотников. Вместе с уже упомянутой О. Г. Галашиной они взяли более трехсот образцов красочного состава, накопившегося на древних стенах за четыреста лет. В результате выяснилось, что изначально храм был не двухцветный, как сейчас, - красный с белым, а пестрый, расписной, как игрушка. По непонятной пока причине расписанным оказался, правда, только южный фасад - противоположный северному, смотрящему на Волгу. А росписи выявлены удивительные. В каждом окне каждая колонка отличается по цвету от соседней. Каждый ряд профильных кирпичей имеет свой цвет. Полихромная роспись перемежается орнаментами. Множество загадок таила и продолжает таить "Карабиха". Правда, совсем другого рода. Гончарова пришла сюда в момент, когда тянувшиеся много лет работы, подстегнутые предстоящим юбилеем Некрасова и воскресшей надеждой на финансирование, стали набирать ускорение. Появились рабочие, а документации для их работы не хватало. Объяснение, что и как нужно делать, первое время происходило буквально на пальцах. Знавшим себе цену бригадам "Ярнефтехимстроя" это не нравилось, они устраивали итальянские забастовки, пока наконец не поняли, что маленькая женщина, которая тут командует, в еще худшем положении, чем они. Гончаровой надо было одновременно и изучать, осваивать объект, и выдавать решения, без которых вся работа просто бы встала. Под конец работы на большом карабихском доме она с нежностью вспоминает тех, кто делил с ней тут все страдания и радости. Мечтает: если бы дали деньги на реставрацию восточного флигеля да поручили бы это тем же бригадам СУОР и СУ-2, с которыми она в конце концов почти сроднилась, они закончили бы ее в два счета, и это была бы не работа, а сплошное удовольствие. Именно так и сказала: удовольствие. Хотя со стороны глядя, что хорошего может быть в такой жизни? Лазает вместе с рабочими по грязным углам и крышам (на снимке). Мечется из одного города в другой. Вместо обеда - сухарики "Емеля". И все-таки хорошего много. Между прочим успела выйти замуж и родить дочку. Выпустила книжку стихов. Пишет картины - несколько ее работ были на недавней выставке "Европастель". Медленно, но все же движутся реставрационные работы на двух ее объектах в многострадальном Рыбинске. Дочка поступила тоже в Московский архитектурный институт... По гороскопу Гончарова - Дева, как та далекая Наталья Николаевна, как Грета Гарбо и Софи Лорен. Этих женщин, как свидетельствуют звезды, объединяет стремление к совершенству. Они остаются собой, несмотря ни на какие превратности судьбы. Даже, как видим, если приходится при этом пробавляться сухариками "Емеля".