Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 30 августа 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/30603/

Болезни, которые мы выбираем

рубрика: Медицина

Синдром Шарон Стоун...


Не так давно кинозвезда Шарон Стоун "дебютировала" в медицине - именем 43-летней голливудской актрисы назван синдром, от которого только в США ежегодно умирают несколько тысяч человек. Этот феномен американские специалисты характеризуют как попытку людей среднего возраста путем тяжелых тренировочных нагрузок "возвратиться" в молодость. Врачи утверждают, что недавняя драма в жизни Стоун - кровоизлияние в мозг сразу же после участия в благотворительном пробеге - результат интенсивных физических нагрузок. Число фатальных исходов из-за немилосердного отношения к себе в спортивных залах в последние двадцать лет утроилось. Шарон Стоун спасла революционная операция: в область шеи были вживлены платиновые трубки для обеспечения кровотока в обход поврежденного сосуда. Актриса сочла происшедшее с нею какой-то загадкой, однако врачи связали кровоизлияние с физическими нагрузками. Пика интенсивности занятия Шарон достигли в то время, когда она получила роль в "гангстерском" фильме "Казино". Ежедневно она затрачивала три часа только на упражнения с отягощениями. Пример кинодивы весьма знаменателен. Неотразимая для большинства красота в сочетании с мировой популярностью сделала ее эталоном успеха во всех отношениях и, разумеется, обрекла миллионы женщин на подражание во всем, что доступно. Конечно, самоистязания в тренажерных залах для большинства поклонниц и поклонников куда доступнее бриллиантов, лимузинов и вилл, отчего синдром Шарон может стать модным и массовым недомоганием. - Публика очень зависима от имиджей, от рекламы. Еще не видя самого продукта, еще ничего не зная о нем, покупатели уже заранее зомбированы на приобретение. Люди утратили критическое отношение к моде, и в этом огромная проблема. В прежние времена такого не было, - рассуждает о сути нынешней моды великий Джорджио Армани. ...И апломб Ольги Кабо - Не секрет, что экстракт плаценты всегда являлся очень эффективным и дорогостоящим средством для здоровья, красоты и омоложения, - безапелляционно заявляет в рекламном ролике актриса Ольга Кабо. - И вот благодаря достижениям молекулярной биологии, а также генной инженерии японские ученые смогли создать уникальную маску для лица. Уникальную, но доступную. Я уже попробовала использовать ее ежедневно в течение нескольких недель, - убеждает нас Ольга Кабо. - Она удивительно быстро питает и восстанавливает мою кожу. Такой омолаживающий курс могут позволить себе только очень состоятельные дамы. Дешевле 110 долларов маску купить сложно. Неделя борьбы за вторую молодость обойдется в 770 долларов, несколько недель - в несколько тысяч. Этот маркетинговый прием настораживает: серьезный бизнес так не ведут и элитную косметику так не продают. Подозрения подтверждает представитель фирмы, некто Николай, который бодро обещает, что один курс плацентарной маски избавит от проблем на 5 - 6 лет. Она ведь работает на клеточном уровне, в ней сплошные витамины, минералы, антиоксиданты - все, что нам нужно. Экстракт прошел испытания и в Японии, и у нас - в Институте пластической хирургии и косметологии Минздрава России, где, дескать, выдали сертификат. - Об этой маске мы узнали случайно, - рассказывает Ольга Тимофеева-Дубовская, возглавляющая испытательный лабораторный центр независимой экспертизы косметических средств при этом институте. - Мы не имеем никакого отношения к этому продукту. Когда я позвонила по рекламным телефонам и прикинулась покупателем, то услышала такие сказки об этой маске... На косметике с плацентой должна быть обязательно информация об отсутствии гормонов: поскольку они обладают очень большой биологической активностью и могут вызывать побочные действия, их специально удаляют. На упаковке плацентарной маски об этом ни слова. Не указан даже ее состав. Это тоже очень серьезное нарушение. Цыганский фасон Синдром Шарон - далеко не единственный пример, как повальное увлечение (так словарь толкует моду) здоровым образом жизни приводит к обратному эффекту. Одержимость западной культуры чистотой проявляется в моде на антибактериальные моющие средства, которыми обрабатывается буквально все - от ручек и зубных щеток до стен и полов. Приверженность к гигиене превратилась у японцев в манию, доведенную до абсурда. Страну буквально захлестнула волна антибактериальных товаров - кухонных принадлежностей, унитазов, полотенец, штор, шариковых ручек, простынь, носков, игрушек. Между тем многие эксперты утверждают, что подобное увлечение чистотой может нанести вред здоровью. На конференции в Атланте по новым болезням ученый-генетик Тафтского университета Стюарт Леви изложил свою теорию о том, что чрезмерное обеззараживание неизбежно приводит к ослаблению иммунной системы человека. Кроме того, вместе с вредными бактериями разрекламированное мыло "Сейфгард", например, убивает и ряд полезных бактерий. Обработка моющими средствами, наконец, приводит к появлению новых, более сильных штаммов бактерий. Исследователи призвали мамаш умерить свой гигиенический пыл и не купать детей чаще одного раза в два-три дня, иначе у них в несколько раз возрастает число аллергических реакций. В качестве примера для подражания они указывают на маленьких цыганят, которые бегают босиком, покрыты толстым слоем грязи и практически никогда не болеют. Мы и аптека По данным только что опубликованного исследования, за последние десять лет американцы стали покупать лекарств в три раза больше. В России потребление лекарственных препаратов тоже растет. Раньше, почувствовав недомогание или боль, люди, как правило, шли к врачу, который проводил обследование, ставил диагноз и выписывал рецепт. Многочисленные опросы населения в США, Китае, России и других странах показывают, что в наше время идут к врачу за консультацией не более 20 процентов заболевших (обращение только для того, чтобы выписать рецепт, не в счет, в США, например, без рецепта можно купить очень немногие лекарства). Остальные 80 процентов занимаются самолечением и составляют благодарную аудиторию телевизионной лекарственной рекламы. "Съел - и порядок", "Проглотил - и боль прошла" - такими лозунгами соблазнить доверчивых больных гораздо легче, чем статистическими графиками или клиническими диаграммами. Реклама, рассчитанная на данную группу потребителей, тонко играет на претензии шагать в ногу со временем: преувеличивается эффективность профилактических препаратов и умалчивается об их побочных действиях. Между тем передозировка витаминов так же опасна, как передозировка любого рецептурного препарата. А слишком резкое снижение уровня холестерина в крови может не только снизить риск инфаркта, но и увеличить риск депрессии и самоубийства. Но разве эти мелкие подробности имеют какое-то значение для тех, кто стремится к вечной молодости? Юрий БЛИЕВ, обозреватель "Медицинской газеты".