Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 29 января 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/30981/

Черная дыра ТФОМС

рубрика: Медицина
Автор: Виктор МИРОНОВ.

Сегодня на заседании Госдумы области депутаты во втором чтении рассмотрят областной закон «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) на 2002 год». Обсуждение этого закона может обернуться громким скандалом. В ходе проверок областной прокуратуры и управления федерального казначейства стало известно, что десятки миллионов рублей потрачены не по назначению. Обо всем этом «Северному краю» еще в начале октября рассказал начальник управления федерального казначейства Ю. Блатов (см. его интервью «В фонде ОМС мы обнаружили полный беспредел...» – «Северный край» за 4 октября 2001 г.). Выводы казначейства подтвердила проверка областной прокуратуры. О нарушениях, выявленных в фонде ОМС, прокурор области Э. Фролов сообщил в письме председателю Думы А. Крутикову, однако многим депутатам не только текст этого письма, но и сам факт его существования стал известен лишь благодаря публикациям в прессе (см. статью «В обстановке строгой секретности» – «Северный край» за 22.01.2002).Каковы причины очередного скандала вокруг фонда обязательного медицинского страхования? Чем он может закончиться и что надо сделать, чтобы государственные средства доходили до лечебных учреждений в полном объеме? С этими вопросами мы решили обратиться к ученому-социологу, эксперту по структуре и развитию социальных систем. По роду своих занятий ему приходилось проводить исследования работы региональных фондов обязательного медицинского страхования, в том числе и в Ярославской области. Он согласился ответить на наши вопросы, правда, на условиях анонимности.


– Как вы можете оценить сложившуюся ситуацию вокруг Ярослав-ского территориального фонда обязательного медицинского страхования? – Я думаю, что ситуацию лучше всего рассмотреть в развитии. Первого исполнительного директора ТФОМС Александра Сорокина сняли под угрозой возбуждения уголовного дела. Из медицинской сферы он ушел, никаких уголовных дел в его отношении не возбуждалось – человек не сопротивлялся и не вызвал против себя раздражения властных структур. Второй директор фонда Александр Коропец ушел после очень шумной кампании, против него было возбуждено громкое уголовное дело, которое длилось около трех лет. Его проверяли все правоохранительные структуры и даже Интерпол. Но дело кончилось ничем – перед человеком извинились и признали его полную невиновность. Сейчас вокруг нынешнего руководства ТФОМС во главе с Натальей Воскресенской опять складывается непростая ситуация. После проверок федерального казначейства и прокуратуры области речь может идти о возбуждении нескольких уголовных дел. Называются очень большие суммы нецелевого использования средств, речь идет о сотнях миллионов рублей. – Почему, на ваш взгляд, с такой регулярностью возникают эти скандалы? – Я считаю, что ситуация воспроизводится по одной серьезной причине – отсутствует система контроля за средствами фонда. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования существует восемь лет, и все это время гигантские средства, которые должны поступать в лечебные учреждения, расходуются недостаточно эффективно. Наши исследования показали, что чем больше средств бюджет тратит на финансирование больниц, тем больше денег оседает в карманах определенных людей. Именно по этой причине идет острая конкуренция за бюджетные средства, выделяемые на здравоохранение. – Как вы можете оценить перспективы развития ситуации с медицинским страхованием в регионе? – Пока у нас не будет по-настоящему платных медицинских услуг, мало что можно изменить. Давайте возьмем результаты проверки деятельности ТФОМС казначейством. Было установлено, что поставки оборудования, лекарств и т. д. затягивались на несколько месяцев, оно поступало по взаимозачетам по завышенным в несколько раз ценам. Речь идет о 2000 годе. В это время Правительство РФ разрешило списывать долги по платежам в ФОМС таким образом: если в первом полугодии предприятие выплачивает фонду все долги, то ему прощаются штрафы и пени. Это выгодно и предприятиям, и фонду (выполняется распоряжение правительства), и больницам (они получат хоть что-то). Когда это «замечательное» правило было придумано, в фонд пошел громадный вал зачетов – все хотели погасить долги. Понятно, что цены поставок завышались в 5 – 7 раз и сроки затягивались не на один месяц. После этого аврала ситуация с платежами в ФОМС не улучшилась. Кто не платил, тот платить и не будет. Основные неплательщики – крупные предприятия, а инс-пектора фонда «стригут» мелкие фирмы и организации, кого можно напугать налоговой полицией, проверками ФОМС, банкротством. Сильных «не стригут» и никогда не тронут, но на них держится вся экономика. Поскольку они не платят, то выхода из этого тупика нет. – Каков ваш прогноз дальнейшего развития событий? – Я уверен, что в делах вокруг ТФОМС есть две составляющие: одна – политическая, вторая – финансовая. Если прокуратура сейчас сумеет отделить политику от финансов и воздать должное за финансовые нарушения (если они есть), это будет справедливо. Если же верх возьмет «политическая целесообразность», опять будет шум вокруг пустоты. Таких шумных уголовных дел, которые закончились ничем, у нас было предостаточно. Вернемся к проверке работы фонда. Начальник управления федерального казначейства говорит, что из 174 млн. рублей доходов фонда, полученных по взаимозачетам и в виде векселей, 30 – 50 процентов до больных так и не дошло, а осело в карманах посредников. По результатам наших исследований примерно четверть потенциальных доходов территориального фонда ОМС уходило в карман посредников. Еще на 25 процентов по взаимозачетам и векселям поставлялось оборудование, лекарства и мягкий инвентарь по завышенным в несколько раз ценам. И примерно половина возможных доходов просто «терялась» – эти деньги никогда не были собраны. Возьмем простой пример. Фирма-посредник приходит к директору предприятия и предлагает «помочь» закрыть долги в ТФОМС. У предприятия, как правило, нет денег. Но директор готов погасить долги своей продукцией, например, за 50 процентов от их реальной суммы. Фирма, которая делает зачет по долгам, половину от полученной суммы сразу кладет себе в карман – это ее доход. На оставшиеся деньги посредники покупают лекарства и все остальное. Но чтобы покрыть недостаток средств, поставляют оборудование и медикаменты в лечебные учреждения по многократно завышенным ценам. Очень простая схема. В итоге 75 процентов возможных доходов фонда обязательного медицинского страхования не поступает на лечение больных. – Есть какие-то реальные меры, которые помогут прекратить скандалы вокруг фонда и расходования его средств? – Никто не мешал депутатам областной Думы и правлению фонда, куда входят уважаемые и авторитетные политики и руководители, жестко контролировать работу исполнительной дирекции ТФОМС. В законе написано, что они обязаны это делать. На это у них есть все полномочия. Чтобы сделать более прозрачным и целевым расходование средств фонда, надо реализовать на практике положение закона об обязательном медицинском страховании. В соответствии с законом ТФОМС имеет право создать свои отделения во всех муниципальных образованиях. Именно туда должны собираться средства фонда и оттуда же направляться в лечебные учреждения. В этом случае весь процесс расходования денег смогут контролировать местные власти. В этой схеме нет страховых компаний, этих посредников, работающих с государственными деньгами. Областной фонд в такой ситуации только управляет всей системой и держит у себя финансовые резервы. В ряде регионов это уже сделано. В Ярославской области ситуация иная – у нас есть страховые компании, за которыми стоят определенные влиятельные силы, и нет филиалов фонда, а все деньги концентрируются наверху в руках исполнительного директора. Это и воспроизводит постоянные скандалы. Когда-то был один городской филиал в Ярославле, которым руководил Вундервальд, а бухгалтером там работала нынешний главбух фонда Грезнева. Когда убрали исполнительного директора фонда Коропца, этот филиал очень быстро ликвидировали. Так и осталось неизвестным, почему это было сделано. Беседовал Кто должен контролировать фонд ОМС Правление Ярославского фонда обязательного медицинского страхования утверждается областной Думой. Оно призвано определять основные направления работы фонда, контролировать исполнительную дирекцию, решать вопросы о тарифах и направлении денежных средств. Состав правления: Ирина СКОРОХОДОВА – председатель правления фонда, заместитель губернатора по социальной политике; Наталья ВОСКРЕСЕНСКАЯ – исполнительный директор ТФОМС; Владимир ОСИНЦЕВ – директор областного департамента здравоохранения; Анатолий ФЕДОРОВ – директор департамента финансов; Лариса АНДРЕЕВА – директор департамента социального обеспечения; Виктор ВОЛОНЧУНАС – мэр Ярославля; Борис СТЕПАНОВ – глава Рыбинского муниципального округа; Владимир МОЛОДКИН – председатель комиссии по социальной политике облдумы; Вадим ПИСАРЕВ – депутат Думы, зав. поликлиникой Гаврилов-Ямской ЦРБ; Юрий МАТВЕЕВ – зам. председателя медицинской ассоциации врачей, главный врач ярославской больницы № 1; Ирина БОНДАРЬ – директор медицинской компании «Волмед»; Юлий ЩЕГЛОВ – председатель областного совета профсоюзов; Лариса Журина – председатель профкома работников АПК; Виктор ВОРОНОВ – советник председателя совета директоров ЗАО «Группа «Росшина»; Александр ОРЛОВ - первый зам. начальника главного управления Центробанка РФ в области. Крупнейшие страховые компании Через них проходят деньги фонда, они связаны с взаимозачетами, поставками в больницы медикаментов, оборудования и мягкого инвентаря: 1. ОАО «Страховая медицинская компания «АРСЕНАЛ» (в 2000 году через нее прошло деньгами 80 млн. рублей, зачетами – 50 млн.) Руководитель – Роман СОКОЛОВ, заместитель – Андрей ВОРОНИН. 2. ЗАО «Страховая компания «Экофонд» (в 2000 году через нее прошло деньгами 126 млн. рублей, зачетами – 53 млн). Руководитель – Александр РОМАШЕВ.