Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 28 ноября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/33215/

Итоги года работы в условиях Единой пенсионной службы. Впереди новые задачи

рубрика: Медицина

В декабре 2002 года исполняется год c момента образования Единой пенсионной службы Ярославской области. С 1 января 2002 года вступили в силу три основных закона, положенных в основу реформирования системы пенсионного обеспечения в стране. Это федеральные законы от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15.12.01 № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».


Самое важное – умение общаться с людьми Вся деятельность отделения Пенсионного фонда по Ярославской области в течение этого года была направлена на реализацию, разъяснение нового пенсионного законодательства. С 1 декабря 2001 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 27 августа 2000 г. № 1709, постановлением губернатора Ярославской области от 22 августа 2001 года № 541 отделению Пенсионного фонда по Ярославской области переданы полномочия по назначению и выплате пенсий. В области образовано 23 районных управления (отдела) ПФР со штатной численностью от 15 до 132 человек. Практически во всех муниципальных образованиях решен вопрос с размещением, ремонтом предоставленных помещений. В этом большую финансовую поддержку мы получили от Пенсионного фонда Российской Федерации, за счет бюджета города Ярославля был произведен ремонт в Заволжском и Ленинском УПФР. Но любое новое дело начинается с фундамента. Такой основой в каждом начинании, на мой взгляд, являются люди, с которыми предстоит работать. Потребовалась целенаправленная работа по подбору кадров. Назначение начальников управлений (отделов) обязательно согласовывалось с главами муниципальных образований. Первый год существования Единой пенсионной службы показал: мы не ошиблись в выборе – положительный результат деятельности Пенсионного фонда по Ярославской области обусловлен слаженной, добросовестной работой в районных управлениях. В настоящее время большинство работников отделения имеет высшее образование, прошло обучение по вопросам применения нового пенсионного законодательства. Но профессионализм не ограничивается знаниями. В нашей работе самое важное – умение общаться с людьми, терпение, внимание по отношению к каждому, кто обратился за помощью. А в связи с принятием новых законов количество обращений граждан и организаций в органы ПФР всех уровней значительно увеличилось. С целью оперативного и полного рассмотрения обращений в декабре 2001 года в отделении Пенсионного фонда РФ по Ярославской области был создан отдел по работе с обращениями граждан. Одной из основных функций отдела является рассмотрение писем, жалоб, заявлений и предложений от населения по вопросам назначения, перерасчета и выплаты пенсий, а также проведение консультаций по вопросам пенсионного обеспечения и пенсионного страхования. Прием граждан специалистами отдела ведется ежедневно в течение полного рабочего дня. Для рассмотрения наиболее сложных и спорных вопросов в отделении ПФР создана комиссия по рассмотрению обращений, в ходе заседания которой решения принимаются коллегиально, с приглашением заявителя. Для оперативного рассмотрения обращений граждан по месту их проживания в управлениях и отделах ПФР назначены ответственные за работу с обращениями граждан. Это направление работы в районах находится под личным контролем начальников управлений (отделов). За период с 1.12.01 по 30.11.02 по области зафиксировано свыше 350 тысяч обращений. Только отделом обращений отделения ПФР по Ярославской области рассмотрено более 7 тыс. обращений. Кроме подготовки ответов на поступающие вопросы, отделом проводится оперативный анализ обращений. Часто обращения граждан содержат предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства. Такие материалы систематически обобщаются и направляются в Пенсионный фонд России. Разъяснительная работа – залог доверия Конечно, большинство возникающих у граждан вопросов требует индивидуального рассмотрения. Но многие вновь принятые законы необходимо разъяснять населению более масштабно. Поэтому отделение ПФР по Ярославской области избрало путь активной пропаганды принципов новой пенсионной модели. У нас состоялось более сорока телепередач на эту тему. Причем передачи были самыми разнообразными. Это и передача «В тему», и «Утренний чай», и просто выступления руководящих работников с разъяснением пенсионного законодательства в прямом эфире. Сыграли свою роль в пропаганде пенсионной реформы и радиопередачи, их проведено более восьмидесяти. С успехом использовались для этой цели областные газеты, с которыми давно установились тесные деловые связи. В своих публикациях мы старались информировать население о том, как идет пенсионная реформа в области, отвечали на вопросы читателей, разъясняли наиболее сложные вопросы пенсионного законодательства. Всего вышло в свет более ста областных публикаций. Активно велась разъяснительная работа и в районных СМИ. В местных газетах работниками управлений (отделов) ПФР напечатано свыше 400 статей. Отделением ПФР создан интернет-сайт на сервере администрации области. Общие сведения об отделении, его структурных подразделениях, основные законодательные акты, которыми мы руководствуемся в работе, вы можете найти на адресе: opfr@yaroslavl.ru Здесь же расположена и другая информация для работодателей, застрахованных лиц, пенсионеров. Наиболее эффективными в разъяснении пенсионного законодательства показали себя мероприятия, которые предусматривают непосредственный контакт с людьми. В городах и районах области проводятся многосторонние встречи, где специалисты Пенсионного фонда разъясняют основные положения вновь принятых законов, отвечают на вопросы населения. Таких встреч проведено более 600. Весьма доброжелательно проходят эти мероприятия. Правда, так было не всегда. Вначале на встречах присутствовала атмосфера настороженности, порой агрессивности. Это отражало общий настрой, с каким общество встречало реформу. Сейчас люди благодарят: рассказали, пояснили, что к чему. Подобные перемены показывают: отношение к реформе стало позитивным. Но какую бы пропаганду мы ни вели, люди не поверят нам, если не почувствуют материальной выгоды начатого дела. Чья пенсия реально увеличилась В нашей области сейчас около 414 тысяч пенсионеров, что составляет 65 процентов от занятых в народном хозяйстве и 29,8 процента от населения области. Ряд категорий получателей пенсий сразу же реально почувствовал преимущества нового закона. В первую очередь – это работающие пенсионеры. Так, если ранее получать пенсию, исчисленную с применением индивидуального коэффициента пенсионера, могли только неработающие граждане, то с 1 января этого года перерассчитана пенсия и тем, кто продолжает трудиться. Реальная возможность увеличить размер пенсии появилась у пенсионеров, получающих пенсию на льготных условиях (Список № 1 и 2, педагоги, медицинские работники и др.). Для данной категории появилась возможность расчета пенсии исходя из специального стажа. Реально увеличился размер пенсий работающих медиков и педагогов, ранее получавших пенсию за выслугу лет. Более 50 тысяч пенсионеров обратились с начала года в территориальные органы Пенсионного фонда с документами о дополнении сведений о стаже, заработке, а также других обстоятельствах, влияющих на увеличение размера пенсии, причем наибольшее количество обращений было зарегистрировано с января по апрель текущего года. Всего же с начала года было произведено более 1 млн. 200 тысяч перерасчетов пенсий, назначено вновь – более 15 тысяч. С 1 февраля, а затем с 1 августа 2002 года пенсии были проиндексированы в соответствии с постановлениями Правительства РФ, в результате чего их размер увеличился соответственно на 6,5 и 9 процентов. Средний размер назначенных месячных пенсий по области на 1 октября 2002 г. составил 1504 рубля и вырос по сравнению с октябрем 2001 г. на 334 рубля. За будущие пенсии в ответе работодатели Наряду с выполнением новых задач и функций, возложенных на отделение Пенсионного фонда, в рамках действующего законодательства нами продолжена работа с предприятиями и организациями области по реструктуризации задолженности по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации. Так, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 08.06.01 № 458 и от 01.10.01 № 699 в срок до 1 апреля 2002 года проводилась работа по согласованию графиков погашения задолженности по платежам в ПФР. Всего по результатам рассмотрения обращений организаций было согласовано 598 графиков, по которым в течение 5 лет должно быть уплачено пеней и штрафов на общую сумму 49 миллионов рублей. Крупные предприятия и организации области, такие как ОАО «Автодизель», ОАО «ЯШЗ», ОАО «ЯЗТА», ОАО «ЯЗДА», ФГУП «СЖД», ОАО «Ярославский судостроительный завод», ЗАО «Гаврилов–Ямский льнокомбинат», Угличский часовой завод «Чайка» и другие, имеющие задолженности в ПФР, включились в процедуру реструктуризации долгов и успешно ее выполняют. С принятием федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вопрос уплаты страховых взносов работодателями в Пенсионный фонд стал напрямую касаться интересов граждан. С 1 января 2002 года право на обязательное пенсионное страхование для назначения и перерасчета пенсии, а также для инвестирования пенсионных накоплений, застрахованное лицо может реализовать только в случае уплаты работодателями страховых взносов. Следовательно, самой главной обязанностью любого работодателя, производящего выплаты физическим лицам, является своевременная и в полном объеме уплата платежей за работающих граждан. Неуплата страховых взносов в установленный законом срок и не в полном объеме приводит к нарушению прав граждан на получение трудовой пенсии в возможно максимальном размере. Для Пенсионного фонда сейчас важны четкость оформления документов, подтверждающих, что работодатель начисляет заработную плату и перечисляет соответственно страховые взносы в Пенсионный фонд. С другой стороны, на нынешнем этапе мы нанесем вред пенсионной реформе, если не будем отслеживать процесс сбора страховых взносов и выявлять страхователей, допускающих неполную их уплату. По данным управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Ярославской области, сумма задолженностей по страховым взносам на 1 октября 2002 года составила 133,8 млн. рублей. За 9 месяцев 2002 года проведено 3447 документальных проверок достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке. Проверено 55175 застрахованных лиц. Выявлено 16102 застрахованных лица, по которым индивидуальные сведения подлежат корректировке, что составило 29,2 процента от проверенных сведений. Поступление платежей на обязательное пенсионное страхование можно охарактеризовать следующими цифрами: поступление за 2001 год составило 3 миллиарда 965 млн. 500 тыс. рублей, за 10 месяцев 2002 года – 4 миллиарда 464 млн. рублей, в том числе единого социального налога – 2 миллиарда 197 млн. 300 тыс. рублей, на страховую часть трудовой пенсии – 1 миллиард 930 млн. 600 тыс. рублей, на накопительную часть трудовой пенсии – 266 млн. 700 тыс. рублей. Персонифицированный учет на страже интересов граждан Может ли сам работник проконтролировать правильность уплаты за него страховых взносов? Это возможно благодаря внедрению в механизм работы Пенсионного фонда системы персонифицированного учета. Что же представляет собой персонифицированный учет? Персонифицированный учет предполагает регистрацию граждан в Пенсионном фонде в качестве застрахованных лиц, присвоение каждому застрахованному лицу страхового номера. Всего в области на сегодняшний день застраховано свыше 1 млн. 200 тыс. человек, в том числе 450 тыс. пенсионеров. На каждое застрахованное лицо открыт индивидуальный лицевой счет, куда заносятся сведения о стаже за период, предшествующий начальной регистрации. Отделом персонифицированного учета осуществляется сбор индивидуальных сведений о трудовом стаже, заработке (доходе) и начисленных страховых взносах за период работы после начальной регистрации. Персонифицированный учет создает возможность для застрахованного лица самому контролировать полноту уплаты за него страховых взносов. С этой целью ежегодно Пенсионный фонд будет информировать застрахованных лиц о состоянии их лицевых счетов. Внедрение в практику деятельности Пенсионного фонда персонифицированного учета означало решительный сдвиг в модели пенсионной системы, т. к. появилась реальная возможность начисления пенсии в прямой зависимости от страхового стажа и уплаты страховых взносов. Пилотный проект в действии В этом году в рамках пилотного проекта был опробован механизм информационного взаимодействия с застрахованными лицами в системе государственного пенсионного страхования. 13809 извещений было отправлено застрахованным лицам, которые в течение последующих двух лет выходят на пенсию: мужчинам 1943 – 1944 г. р. и женщинам 1948 – 1949 г. р. Извещение отражало состояние индивидуального лицевого счета, где можно было увидеть представленные работодателем сведения о среднемесячном заработке застрахованного лица за 2000 – 2001 гг. В отделении и районных управлениях ПФР на время проведения пилотного проекта были созданы консультационные пункты, куда за разъяснением обратилось 478 граждан. В течение 2003 года каждый застрахованный в ПФР будет оповещен о состоянии своего лицевого счета. Работа пройдет в два этапа. В первом полугодии будут проинформированы лица, имеющие накопительную часть (мужчины моложе 1953 года рождения и женщины моложе 1957 года рождения) Во втором полугодии – оставшиеся застрахованные лица. В дальнейшем такие данные будут предоставляться ежегодно всем категориям застрахованных лиц. Помощь в рамках социальных программ Отделение ПФР по Ярославской области не оставляет без внимания проблемы пожилых и малоимущих граждан. В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.02. № 521 по улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения и оказания адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам отделению выделены денежные средства в сумме 19,2 млн. рублей, из них 17,7 млн. рублей направлено на финансирование расходов на улучшение условий проживания пенсионеров и инвалидов в государственных домах-интернатах. В том числе 16,8 млн. рублей на капитальный ремонт государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения и на строительство Григорьевского психо-неврологического интерната и Рыбинского дома-интерната для престарелых и инвалидов. На приобретение технологического оборудования для пищеблоков и прачечных учреждений социального обслуживания выделено 876 тыс. рублей. На оказание адресной социальной помощи малообеспеченным пенсионерам и инвалидам в 2002 г. направлено 1,5 млн. рублей. Из них к празднованию 57-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне выделено 286 тыс. рублей, дополнительную материальную помощь получили 1435 участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Оказана единовременная помощь в сумме 67 тыс. рублей 17 пенсионерам, пострадавшим от пожаров, 300 тыс. рублей выделено получателям пенсий – членам семей военнослужащих, погибших в ходе антитеррористической операции в Чеченской республике. Оказана адресная материальная помощь на первоочередные нужды (приобретение дорогостоящих лекарств, ремонта жилья, покупки дров и т. д.) 266 малообеспеченным пенсионерам и инвалидам на общую сумму 200 тыс. рублей. Забота о правах пенсионеров Оценка пенсионных прав застрахованных лиц – новое направление деятельности Пенсионного фонда, сформировавшееся в отделении Пенсионного фонда по Ярославской области одновременно с созданием Единой пенсионной службы. Специалисты по оценке пенсионных прав застрахованных лиц работают во всех районных управлениях Пенсионного фонда РФ по Ярославской области. Оценка пенсионных прав предполагает преобразование пенсионных прав граждан, приобретенных по состоянию на 1 января 2002 г., в сумму условного (расчетного) пенсионного капитала. Эта сумма определяется из расчета условной пенсии, полагающейся застрахованным лицам так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застрахованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Величина условно назначенной пенсии приравнивается к сумме уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ до 1 января 2002 г. Для оценки пенсионных прав застрахованного лица требуется его общий трудовой стаж за время до 1 января 2002 г. и среднемесячный заработок за 2000 – 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета или за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. На начальном этапе оценки пенсионных прав работающих граждан, планируется начиная с 2003 г. произвести прием сведений от работодателей о трудовом стаже застрахованного лица до момента регистрации в системе персонифицированного учета. Предполагается, что такую информацию на работающих граждан будут представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации работодатели (страхователи) за период до регистрации конкретного работника в качестве застрахованного лица на основании документов, подтверждающих его трудовой стаж. В настоящее время особое внимание Пенсионный фонд уделяет достоверности представляемых работодателями индивидуальных сведений о застрахованных лицах в части льготного стажа. На территории Ярославской области функционируют более 2 тыс. предприятий и учреждений, имеющих рабочие места с особыми условиями труда. Все они включены в отдельную базу данных, где постоянно отражается текущее состояние информации по этим предприятиям, на основании проведенных специалистами отдела документальных проверок. С целью недопущения ущемления пенсионных прав застрахованных лиц проводятся разъяснительная работа с работодателями и учебы с представителями организаций по вопросам льготного пенсионного обеспечения, в том числе через средства массовой информации. Новые задачи Прошел год работы в новых условиях. Год напряженного труда. Благодаря слаженной, добросовестной, порой самоотверженной работе всех наших сотрудников пенсионная реформа в Ярославской области стартовала и набирает силу. Наверное, еще не пришло время говорить о конечных результатах. Но, анализируя сделанное, можно оценить, что удалось, какие вопросы требуют скорейшего решения. Предстоит большая работа по учету и конвертации пенсионных прав, включая накопительную часть пенсии, по инвестированию накоплений, информированию застрахованных лиц о состоянии лицевых счетов. Необходимо найти понимание со стороны работодателей, еще не в полной мере осознавших необходимость своевременной уплаты страховых взносов. Это вопрос защиты интересов граждан, а значит, основа пенсионной реформы. Многое планируется сделать в области материально-технического оснащения наших служб. В 2002 году все управления (отделы) подключены к корпоративной сети. Начиная с февраля 2001 года в нашем регионе проводится подключение работодателей к системе электронного документооборота ПФР. К настоящему времени более ста предприятий Ярославля и области используют электронную цифровую подпись для предоставления индивидуальных сведений о застрахованных лицах. Планируется создание справочно-кодификационной системы ПФР, предназначенной для работы с письменными и устными обращениями, разработка концепции автоматизации технологических процессов, связанных с обработкой и рассмотрением обращений граждан и организаций, создание единой для всех системы ПФР модели автоматизированного рабочего места «Обращения граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей». В 2003 году планируется ввод здания на ул. Большая Федоровская, где будут расположены службы областного отделения ПФР. Это позволит улучшить условия приема посетителей Фрунзенского, Красноперекопского, Кировского, Ленинского районов. Планов много. Все они направлены на защиту интересов граждан, на то, чтобы обеспечить право на достойное будущее как сегодняшних, так и завтрашних поколений пенсионеров. С учетом опыта работы этого года есть полная уверенность в том, что отделение Пенсионного фонда по Ярославской области сможет достойно справиться с поставленными задачами. За каждым достигнутым успехом стоит труд наших специалистов – от начальников управлений (отделов) до рядовых сотрудников. Хочется выразить слова благодарности всем работникам Пенсионного фонда по Ярославской области за добросовестность, ответственность, понимание важности порученного дела. Мы признательны администрации области, главам муниципальных образований, руководителям предприятий за сотрудничество и поддержку. Владимир КОМОВ, управляющий государственным учреждением – отделением Пенсионного фонда РФ по Ярославской области.