Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 04 декабря 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/33342/

Страсти по аптекам, или почему не хавтает бесплатныцх лекарств

рубрика: Медицина
Автор: Марина МОРОЗОВА.

В затрапезном вестибюле старой-престарой рыбинской поликлиники № 1 на фоне драных киношных стульев и совковых вешалок некоторое время назад вдруг появился аптечный пункт, отделанный в евростиле – белейший пластик стен и изящно-добротные шкафы с множеством отделений, цивильный прилавок за стеклом в блестящих металлических стойках, в глубине – холодильник. Главврач поликлиники Александр Гаврилов, с трудом нашедший деньги на ремонт давно прохудившейся кровли, глядя на такую красоту, вымолвил: моя бы воля, все здание привел бы в такой же вот порядок. Но не успели еще фармацевты разложить на полках и прилавке лекарства и медикаменты, как вокруг евроаптечного пункта разразился скандал.


Аптечный пункт в первой поликлинике принадлежит муниципальной аптеке № 202, что в Мариевке, рядом с заводом «Призма». Сегодня это фармацевтическое учреждение – единственное в своем роде на Ярославщине. Именно ему поручено обеспечение льготными и бесплатными лекарствами рыбинских инвалидов. Получая целевые федеральные и областные субвенции и трансферты в большом объеме, аптека может позволить себе закупать лекарства солидной оптовой партией прямо на заводе-изготовителе или у официальных представителей зарубежных фармацевтических фирм без посредников, то есть по гораздо более низким ценам. За доставку и выдачу бесплатных и льготных медикаментов инвалидам и ветеранам окружной бюджет оплачивает расходы на содержание аптеки. Это значит, что все целевые деньги доходят до тех, кому предназначены, – больным людям, старикам. Такая система работы муниципального учреждения весьма рациональна, считает молодой директор аптеки Вадим Куприянов, получивший высшее фармацевтическое и высшее торговое образование. Именно эта система легла в основу его дипломной работы в медакадемии. Став директором, Куприянов радикально изменил работу муниципальной аптеки, поставив ее на современный уровень. Перво-наперво был исключен целый ряд традиционных посредников, что значительно удешевило закупки. В 2000 году аптека получила в Минздраве квоты на приобретение этилового спирта непосредственно у предприятий-изготовителей, что сократило расходы местного бюджета на закупку спирта на 40 процентов. Аналогичные квоты на приобретение наркотических средств и психотропных веществ без посредничества ярославского «Облфарма» также принесли аптеке, а значит, и бюджету солидный экономический эффект. 202-я – только с виду обычная маленькая аптека, на деле же это целый фармацевтический завод, где работают две линии поточного фармпроизводства, мощные стерилизаторы, а в день производится полторы тысячи флаконов инфузионных растворов, то есть дневная норма всех больниц округа. Так вот, эти растворы аптека отпускает по себестоимости. Муниципальная аптека гарантирует от проникновения на прилавок и в лечебную сеть фальсифицированных и забракованных препаратов. Для этого установлено тесное сотрудничество с департаментом государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медтехники Минздрава. Компьютерные технологии широко применяются здесь в организации производства и торговли, в учете отпуска лекарств по бесплатным и льготным рецептам, что делает исполнение этой функции совершенно прозрачным для любых контролирующих органов. Для врачей учреждений здравоохранения используется консультационная информационная программа «Классификатор лекарственных средств», которая позволяет очень быстро определить возможность синонимической замены лекарств, подобрать аналог и схему лечения. Все это Куприянов и его специалисты называют ресурсосбережением. К слову, деньги на компьютерные технологии, позволяющие экономить огромные бюджетные средства, фармацевты аптеки заработали сами. Серьезный минус для 202-й – ее отдаленность от центра города. Далеко не все ветераны и инвалиды способны добраться до южной окраины города, поэтому население попросило приблизить бесплатный или льготный аптечный прилавок к месту жительства. Поэтому департамент здравоохранения принял решение – отобрать у 202-й монопольное право отпуска льготных и бесплатных лекарств и разделить целевые трансферты между всеми муниципальными, в том числе и хозрасчетными, аптеками. Это произошло в сентябре прошлого года. Дело благое, но все вышло, как у «Виктора Степаныча»: трансферт на обеспечение инвалидов сократился с 9 миллионов рублей в 2001 году до 6 миллионов в 2002-м. Красноречивым итогом «реформы» стало то, что инвалиды просто не смогли получить свои лекарства по бесплатным рецептам: в аптеках очень быстро кончаются государственные деньги. В ответ на это директор департамента лишь беспомощно разводил руками – денег не хватает, да и те, что есть, идут с задержкой. А теперь давайте посчитаем. Объем областных трансфертов на льготное обеспечение лекарственными средствами составит в этом году для Рыбинска 6,7 миллиона рублей. Две трети из них передается в сеть хозрасчетных муниципальных аптек, то есть 4,4 миллиона. На 20-процентную накрутку в счет их прибыли уходит 0,8 миллиона. Федеральная субвенция на бесплатные лекарства для инвалидов на этот год – 6 миллионов рублей, 4 миллиона из них передаются в хозрасчетную сеть. 30 процентов уходит на прибыль хозрасчетных аптек, то есть 1,2 миллиона. Выходит, инвалиды, ветераны и больные люди не получают лекарства, гарантированные им федеральным и областным законами, на целых два миллиона рублей. Напомню, в 202-й аптеке, которая не зарабатывает прибыль на государственных деньгах для инвалидов и стариков, в наценки не уходит ни рубля, а лекарства закупаются гораздо дешевле, то есть в большем количестве. Есть разница? Несомненно. Не случайно в хозрасчетных аптеках месячный объем бесплатных и льготных лекарств расходится за несколько часов, а в 202-й хватает на три недели. Директор Рыбинского департамента здравоохранения Михаил Себало признал, что такие потери неразумны. Есть смысл вернуть государственную функцию 202-й аптеке, ну а чтобы не страдали инвалиды от дальних поездок на другой край города, предстоит создать в поликлиниках и больницах филиалы аптеки. На том и порешили. Сперва планировали открыть десять аптечных пунктов, но, по расчетам Куприянова, хватило бы и шести при рациональном их размещении – в поликлинике № 1, в вестибюлях горбольниц № 1 и 2, в поликлинике на улице 50 лет ВЛКСМ, в больницах микрорайонов Переборы и Волжский. Первый аптечный пункт от 202-й аптеки и появился в поликлинике № 1 на улице Зои Космодемьянской. Департамент предложил потратить на него... 6 тысяч рублей. Но этих денег не хватило бы даже на фанеру и ДСП, с которыми аптечные пункты не пройдут лицензирование, предусматривающее выполнение серьезных условий по освещенности, условиям хранения лекарств и т. д. Куприянов отказался от фанеры и обустроил пункт так, чтобы проблем с лицензированием не было. Директор аптеки вышел в департамент с предложением: все расходы на обустройство аптечных пунктов 202-я аптека возьмет на себя, не тратя бюджетных средств. Куприянов готов взять кредит и очень быстро организовать пункты в больницах и поликлиниках. Если департамент разрешит этим пунктам параллельно с обслуживанием льготной части населения вести обычную хозрасчетную деятельность, они сами себя окупят и заработают прибыль, а значит, и налоги заплатят, не ущемляя при этом ветеранов и инвалидов. Более того, такие пункты стали бы источником бесплатной оперативной фармацевтической информации для медиков конкретной больницы или поликлиники. Но предложение Куприянова не нашло поддержки в департаменте здравоохранения.