Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 25 мая 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/37182/

Наступление на набережную

рубрика: Медицина
Автор: Андрей ЗАБЕЛИН.

Почти на 2 километра вдоль высокого правого берега протянулась набережная в Ярославле. Липовые аллеи, изящные мосты, а над ними купола храмов, неповторимых памятников зодчества разных эпох. До сих пор набережная официально не объявлена особо охраняемой природной территорией. Видимо, считалось, что это всем понятно без юридических формальностей. Но, как оказалось, памятником природы набережную считают не все. У самого железнодорожного моста, вплотную к запретной зоне, началась стройка производственного назначения. ЗАО «АЗР-Автомобиль – звезда Руси», арендующее помещение у Дома техники, возводит доселе невиданное на набережной творение – автомойку (на снимке).


– Проект согласован со всеми контролирующими организациями, – заявляет главный архитектор города Аркадий Бобович. Он предоставил нам возможность ознакомиться с четырехтомным собранием согласований и разрешений. Объект называется «Площадка для организации сервисного обслуживания автомобилей концерна «Мерседес-Бенц» по Республиканскому проезду, 2, в Ярославле... с первоочередным размещением мойки с замкнутым водооборотом». Проект привязки площадки был выполнен «Ярпромстройпроектом» 20 июня 2001 года, но еще раньше лекари и мойщики «мерсов» во главе с директором В. И. Евтюховым позаботились о согласовании строительства с природоохранными организациями. Там их идею встретили более чем настороженно. 23 ноября 1999 г. председатель комитета по охране окружающей среды Ярославля Владимир Овчинников в заключении по проекту записал: «Возможно загрязнение почвы и поверхностных вод нефтепродуктами, атмосферного воздуха – выхлопными газами». Он отправил застройщиков за согласованием на экологическую экспертизу. Но те обратились сначала почему-то не в госэкспертизу Ярославского областного комитета природных ресурсов, как следовало бы, а в филиал ГП МНПЦ «Геоцентр-Москва». Изучив документы, он констатировал, что система замкнутого водооборота «Каскад-022» производительностью 2 кубометра очищенной воды в час позволяет ежечасно мыть всего лишь по одному «Мерседесу», что «для исключения попадания поверхностных вод в Волгу уклон по площадке выполнен в сторону ул. Республиканской с выпуском в дождеприемный колодец очистных сооружений емкостью 19 кубометров». Экспертиза констатирует, что мойка находится в водоохранной зоне на расстоянии всего 65 метров от уреза воды. Заметим, что всего в 15 метрах находится запрещенная для любого хозяйственного использования пятидесятиметровая прибрежная зона. Но московских экологов это не насторожило. Проекту дано положительное заключение. А далее действовал принцип прецедента, принцип «домино». 26 февраля 2001 года положительное заключение дает Ярославский городской центр сан-эпиднадзора. – Мы рассматривали только свой, узкий вопрос, – поясняет врач отдела планировки и застройки Игорь Клешнин. – Нет закона, запрещающего строить в водоохранной зоне мойки автомашин, если они не используют проточную воду и оснащены замкнутыми системами водооборота. Попадание загрязненной воды после мойки в Волгу исключено. Мы не имели права препятствовать. 4 марта и заместитель председателя облкомприроды Евгений Сабуров без сомнений дает положительное заключение экологической экспертизы, следом дает согласование и Владимир Овчинников: « Раз санитарные врачи и госкомприроды не против, как я могу запретить?» А первоначальные опасения о возможности загрязнения ливневых стоков маслами, тормозными жидкостями и топливом, а атмосферы выхлопными газами, разве куда-нибудь исчезли? Что будет, когда переполнится ливневая емкость? Локальная очистка предполагает устранить и вывезти за пределы площадки только взвесь с фильтров и легкие нерастворимые фракции нефтепродуктов, а ведь самые вредные растворятся и пойдут в ливневку, оттуда в Волгу. – К сожалению, несмотря на наши настойчивые требования, – подтверждает Игорь Клешнин, – в городе нет ливневых очистных сооружений и все колодцы напрямую связаны с выпусками в Волгу. – Это очень опрометчивый шаг со стороны городских властей и контролирующих органов создать прецедент строительства производственного объекта на Волж-ской набережной, – считает советник губернатора области, доктор биологических наук, академик Российской экологической академии Владимир Лукьяненко. – Теперь, ссылаясь на это строительство, всякий сможет открыть станцию техобслуживания с мойкой в любом месте набережной. Набережную – достояние всего города, его украшение надо защитить от подобных посягательств. А мы со своей стороны предлагаем включить набережную в список особо охраняемых территорий области. Почему это возможно для парков, пригородных лесов и невозможно для главного украшения города – его набережной? Фото Вячеслава ЮРАСОВА.