Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 25 июля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/38643/

«Блеск» Золотого кольца

рубрика: Медицина
Фотографии: Дмитрий ШИМАНСКИЙ.

Идея развития туристического бизнеса давно завладела умами тех, кто по долгу службы думает, как дальше жить Ярославлю. Мировой опыт свидетельствует, что не только города, но и целые государства достигают стабильного экономического благополучия лишь за счет хорошо организованного туризма. Любители путешествовать обеспечивают работой гостиницы, рестораны, транспорт, оставляя немалые средства в бюджете принимающей стороны. Российский бюджет туризм пополняет всего лишь на 3 процента. Может быть, для иностранных туристов мы не представляем никакого интереса? Отнюдь. Едут, несмотря на бытующее до сих пор представление о России как о полудикой стране. Директор Ярославского бюро путешествий и экскурсий Светлана Борисовна Даниленко знает из опыта, что особенно нелепыми представлениями о России отличаются англичане, опасающиеся встретить на туристской тропе свободно разгуливающих медведей. Обидно. Но эта обида – пустяк по сравнению с обидой за Россию, за Ярославль и в конечном счете за всех нас. Признаемся, что главная привлекательность идеи развития туризма заключалась в том, чтобы без особых хлопот и затрат пополнять городскую и областную казну. Психология «Емели на печи», в какой-то степени присущая всем нам (ведь сказка-то русская, народная), меняется очень медленно. И сейчас появилась реальная угроза, что «печь» туризма встанет быстрее, чем изменится наша психология. Лучше других понимает это Светлана Борисовна ДАНИЛЕНКО, в руках которой не один десяток лет находятся все ниточки туризма.


– Светлана Борисовна, какие проблемы заставляют вас бить тревогу, предупреждая о кризисе в туристическом бизнесе? – Самая серьезная проблема на сегодняшний день – автобусы. 80 процентов машин – фантомы, они прожили по два срока с бесконечным приделыванием, привариванием, приклеиванием. Но даже они становятся все дороже и дороже, а значит, выше и цена у автобусных экскурсий. Ездить на них не только некомфортно, но и небезопасно. Самое большее они выдержат еще года два, и тогда вместе с ними встанет весь ярославский туризм. В прошлом году сделали автобус с ярославским двигателем – 126 тыс. долларов. Но из-за шума в нем одна треть туристов не услышит экскурсовода. Чтобы нам купить такой автобус, надо три года не есть, не пить, зарплату не платить. Ни одна турфирма купить автобус не в состоянии. Во всем мире туристическим фирмам дают несколько лет на раскрутку – они не платят налоги. Мы – платим. Мы принимаем туристов – даем работу гостиницам, ресторанам, музеям, музыкальным коллективам. Это наше дело, и тут мы не просим помощи. Но если город хочет получать доход от туризма, он должен вкладывать деньги в эту индустрию. Может быть, автобусная проблема возникла вчера и по какому-то досадному недоразумению о ней еще никто из ответственных за развитие туризма в городе не знает? Не вчера и даже не год назад. Говорила об этом Светлана Борисовна в разных кабинетах власти – понимают, соглашаются, но ничего не делают. Конечно, нет в этом равнодушии никакого злого умысла, известно, что «пока гром не грянет...» Но одной внештатной ситуации с автобусами будет достаточно, чтобы поток туристов в город уменьшился. Почему-то только внештатные ситуации мобилизуют мозги руководителей всех рангов, побуждая их решать задачи любой сложности. А пока речь идет всего лишь о низком качестве обслуживания туристов, малой комфортности поездок – кажется, что можно и подождать. – Вторая «неразрешимая» проблема – туалеты. Возраст прибывающих к нам туристов – 70 – 90 лет, это значит, на каждом туристском маршруте должно быть 2 – 3 туалета. Сложно строить – поставьте биологический, ведь не бесплатно же. Я это объясняю 10 лет в разных инстанциях, но ничего не меняется. Недавно позвонил мне дежурный по Государственной думе: «Надоели ваши туристы, постоянно бегают к нам в туалет. Прекратите безобразие!» А как Даниленко может прекратить это безобразие? Попросить иностранцев потерпеть до дома? Там у них с этим все благополучно. Или объяснить, как объясняют ей, что строительство туалета в исторической части города разрушит его архитектурную целостность. Может, и поймут. Но все равно будут с экскурсии от церкви Ильи Пророка бегать в городскую Думу. Летом – легче. Малую нужду можно справить у храма, под прикрытием зелени, что частенько и делают, к своему ужасу, иностранные старички и старушки. Отсутствие туалетов в центре города – это позор, который расцвел не на нашем безденежье, а на чьем-то нежелании и неумении работать. А может быть, наоборот, умении? Ведь поставленные на каждом шагу исторического центра пивные палатки не нарушают архитектурную целостность древнего Ярославля. И их посетители – наши люди – туалетов не требуют, а проблемы свои решают просто и без смущения. – Какие еще «приятные» впечатления могут получить туристы в Ярославле? – Почти каждый день кого-то из туристов приходится возить в больницу – люди в основном пожилые. По их глазам вижу, что они приходят в ужас от одного вида наших приемных покоев. Медицины боятся, укол сделать ни за что не дадут, лекарства наши не пьют. И очень неприятная проблема последних лет – бомжи и попрошайки. По всему городу – на набережной, в магазинах, на рынках – они пристают к иностранцам. На набережной не раз с иностранцев срывали сумки, отнимали видеокамеры. А милицейский пост в центре всего один – на Богоявленской площади. Захотят ли туристы, однажды посетившие Ярославль, приехать сюда еще и еще раз? Отвлечемся от автобусно-туалетных неудобств и посмотрим на отдых в России глазами туриста. Программы в городах Золотого кольца одинаковы и укладываются в три слова – музей, церковь, монастырь. Все развлечения заканчиваются на экскурсиях. Летом не работают театры и филармонии – пойти некуда. В вечернем Ярославле нет ни одного места для безопасного и интересного отдыха туристов. Да и прогулки по Ярославлю приносят все меньше радости – грязные улицы, неухоженные скверы даже в центре – таким неопрятным Ярославль не был никогда. – Туристам надоела архитектура. Им хочется поговорить, пообщаться. Недавно на теплоходе приехали дети-инвалиды из детских домов. Куда пойти вечером? Отправить на дискотеку к нашей молодежи страшно. Остались на теплоходе. – Светлана Борисовна, Ярославль всегда славился своими экскурсоводами – знающими, грамотными, даже артистичными. Не раз экскурсии заканчивались аплодисментами. Как сегодня обстоят дела с кадрами? – Пока работают экскурсоводы, подготовленные в советское время, уровень их квалификации очень высок. Но кадры постарели, а новых нет. Еще несколько лет – и сохранить первое место на Волге по уровню экскурсий будет трудно. В общем, все, что осталось нам от советской эпохи, заканчивается. Нет автобусов, нет туалетов, нет чистого Ярославля, нет постоянно действующих курсов подготовки экскурсоводов. Есть только желание зарабатывать на туризме. Создавшейся ситуации есть вполне объективное объяснение: когда умирает старое, рождается новое, а для этого нужно время. Но это наши внутренние проблемы, мало интересные для туристов и не стимулирующие их желание приехать к нам в гости еще раз. Ну а не будет туристов – не будет и проблем. И тогда вздохнем спокойно, предаваясь мечтам о том, как можно сделать деньги из воздуха. Марина ШИМАНСКАЯ. Фото Дмитрия ШИМАНСКОГО.