Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 03 декабря 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/40968/

Лидеры в области качества

рубрика: Медицина

Традиционно деловые круги всего мира отмечают Всемирный день качества. Ярославль не является исключением. 4 декабря в ЦНТИ состоится научно-практическая конференция «От управления качеством к качеству управления».


На ней будут подводиться итоги 10-го областного конкурса «За лучшую работу в области обеспечения качества». Сегодня на страницах «Северного края» руководители предприятий – победителей этого престижного конкурса – расскажут о том, как сама подготовка и проведение конкурса повлияли на показатели их производственной деятельности. Наталья Обушихина председатель комитета по качеству и сертификации, эксперт Российской премии по качеству, аудитор EOQ, DJQ. Деятельность по управлению качеством была и остается приоритетным направлением в работе администрации нашей области. Одной из первых областных программ, реализованных в 1998 – 2000 годах, стала именно программа «Качество». В настоящее время идет реализация региональной программы «Ярославское качество-2005». В этом году прошел 10-й юбилейный областной конкурс по качеству. А десять лет назад мы первые в России устроили региональный конкурс. Методика его проведения постоянно корректируется и обновляется, сейчас его модель гармонизируется с европейской и российской моделью в области качества. Опыт участия и побед в конкурсах предшествующих лет позволил пяти ярославским предприятиям – компания «Славич», НПО «Сатурн», Яртелеком, «Лакокраска», «Русские краски» – стать лауреатами конкурса Правительства Российской Федерации в области качества в 2000 – 2002 годах. В 10-м юбилейном конкурсе, как никогда, много участников. На оценку экспертов из конкурсной комиссии было представлено 83 работы. Награждение победителей будет проходить на областной конференции по качеству 4 декабря в Ярославском ЦНТИ. Опыт ярославских специалистов востребован в других регионах России. Только за последнее время у нас побывали для изучения работы с международными стандартами представители органов государственного и муниципального управления из Татарстана, Москвы, Иркутска, Томска. * * * Валерий Семенов, директор по качеству ОАО «НПО «Сатурн». В НПО «Сатурн» мероприятия по обеспечению качества продукции осуществляются на всех этапах ее жизненного цикла: от маркетинговых исследований и проектирования до эксплуатации и последующей модернизации изделий. Основа политики качества – продвижение на российском и мировом рынках торговой марки «НПО «Сатурн» как гаранта качества, надежности и долговечности. Подтверждением правильности реализуемой в компании политики качества стало успешное завершение в конце ноября сертификационного аудита в системе «Оборонсертифика». Общей целью прошедшего аудита было подтверждение того, что система менеджмента качества компании соответствует российским стандартам. Мы получили положительное заключение аудиторов по поводу соответствия системы менеджмента качества НПО «Сатурн» требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и стандартам по разработке и производству военной техники. НПО «Сатурн» уже имеет сертификат BVQI на соответствие системы качества проектирования, изготовления, ремонта и обслуживания в эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей. Система качества компании соответствует международным стандартам ISO 9001 и аэрокосмическому AS-9000. В 2000 году предприятие получило премию Правительства РФ за высокие достижения в области качества. Решением конкурсной комиссии 10-го областного конкурса «За лучшую работу в области обеспечения качества» НПО «Сатурн» присвоено звание «Лидер в области качества». * * * Вячеслав Завьялов, заместитель директора ОАО «Русские краски» по качеству. Сегодня предприятие со 165-летней историей выпускает конкурентоспособную продукцию более 150 наименований, которая применяется во всех сферах народного хозяйства. В этом году «Русские краски» вышли на первое место в отрасли по поставкам высокотехнологичных лакокрасочных материалов на российские автозаводы и для авторемонтных предприятий. Линейка авторемонтных ЛКМ под брэндом «Vika» производства ярославского завода «Русские краски» получила в этом году «Брэнд года/ Effie-2003» в категории «Авто/мото». Основополагающий принцип политики завода в области качества звучит так: «Доверие наших партнеров, их заинтересованность во взаимовыгодном сотрудничестве – гарантия нашего процветания». Несколько лет предприятие занимается приведением системы управления качеством в соответствие с международными стандартами. «Русские краски» одними из первых в регионе получили сертификат на соответствие стандарту ИСО 9001. В 2002 году компания ресертифицировала систему менеджмента качества по стандарту ИСО 9001 в версии 2000 года. Завод проделал немалую работу, чтобы его система экологического менеджмента получила сертификат на соответствие международному стандарту ИСО 14001. С 1995 года предприятие ежегодно участвовало в областном конкурсе на лучшую работу в области обеспечения качества, три раза было дипломантом, в 1998 и в 2002 годах становилось лауреатом конкурса. Сейчас мы победители в конкурсе среди лауреатов и получили звание «Лидер в области качества». ОАО «Русские краски» ежегодно становится победителем конкурса «100 лучших товаров России», в 2001 году стало дипломантом, а в 2002-м – лауреатом премии Правительства РФ в области качества. Осмысленность подхода к совершенствованию качества выпускаемой продукции привела ОАО «Русские краски» к cозданию самой современной системы управления. Предприятие делает основную ставку на потребителей – необходимо знать и предугадывать их запросы и требования. Вся работа завода разбита на процессы – стратегическое и финансовое планирование, маркетинг, разработка продукции, снабжение, производство, управление персоналом, сбыт. В итоге увеличивается эффективность деятельности всего предприятия. Цель политики в области качества – обеспечение устойчивого роста доходов работников ОАО «Русские краски» за счет выпуска продукции, конкурентоспособной по качеству и цене. Доходы наших работников с 1000 рублей в 1998 году выросли в несколько раз и сегодня превышают 7 тысяч. Это понятный и ощутимый результат работы по выпуску конкурентоспособной продукции. Одним из направлений работы по созданию современной системы качества мы считаем процесс управления персоналом. Участие в конкурсе на премию Правительства РФ в области качества заставило пересмотреть подходы к мотивации сотрудников: от того, насколько каждый из них доволен своей работой, в итоге зависит качество продукции. Предприятие поднимает уровень корпоративной культуры и ставит целью создать из коллектива единую и сплоченную семью, где каждый работник будет чувствовать свою роль в развитии предприятия и его успехах. Постоянное участие в конкурсах в области качества позволяет увидеть потенциал для совершенствования. В результате многолетней работы на предприятии пришли к выводу, что международные стандарты качества ИСО 9001 могут быть основой для построения общей системы управления предприятием. * * * Юрий Марченко, генеральный директор ЗАО «Норский керамический завод». Проблема качества всегда была в центре внимания работников ЗАО «Норский керамический завод». Добиться успехов в острой конкурентной борьбе могут лишь те, кто способен организовать непрерывную работу в области качества, улучшать потребительские свойства продукции, расширять ее ассортимент. Именно поэтому на Норском керамическом заводе внедряются передовые технологии и системы управления. Постоянное изучение рынков сбыта и учет мнения потребителей помогают нашему предприятию идти впереди конкурентов и выпускать новые виды продукции. Так, мы одни из первых в России освоили выпуск лицевого кирпича цвета «слоновая кость», который пользуется большим спросом у покупателей. Расширив спектр продукции, завод выпускает лицевой кирпич цвета «абрикос» и «персик». Для увеличения объема производства этих материалов мы реконструируем одну из технологических линий. В 2002 году ЗАО «Норский керамический завод» получило сертификат, подтверждающий соответствие системы управления качеством требованиям международных стандартов ИСО 9000-2000, но, что более важно, была создана система качества, способная к саморазвитию и укреплению внутренней организации предприятия. В настоящее время система качества охватывает все стороны деятельности акционерного общества. Принятая в ЗАО «Норский керамический завод» «Политика в области управления качеством» – это свод правил и требований, охватывающий деятельность каждого работника. Он наглядно дает представление о цели предприятия в области качества и путях ее достижения. В своей отрасли мы являемся одним из крупнейших предприятий региона, а по объему выпускаемой продукции входим в первую десятку. Ни один другой завод не может предоставить потребителю полный спектр продукции – от фундаментного до лицевого кирпича плюс продукцию с улучшенными теплотехническими свойствами. Вся продукция, выпускаемая заводом, сертифицирована в системе ГОСТ-Р Госстандарта России и Мосстройсертификации. Норский керамический – победитель 5-го всероссийского конкурса на лучшую строительную организацию в номинации «За достижение высокой эффективности и конкурентоспособности в строительстве и промышленности строительных материалов». В 2001 году завод вошел в число 100 лучших предприятий строительного комплекса России, в 2002-м стал победителем конкурса «Лучшее предприятие города Ярославля», в 2001 и 2003 годах – лучшим предприятием Ярославской области. Мы очень дорожим мнением со стороны, и поэтому нас порадовали итоги участия в конкурсе «За лучшую работу в области обеспечения качества» Ярославской области. Завод стал его лауреатом в группе «Стройиндустрия», а почетное звание, как известно, ко многому обязывает. Коллектив предприятия с оптимизмом смотрит в будущее и постарается удержать этот титул. * * * Ирина Соколова, главный врач МУЗ «Ярославская центральная районная больница». Для нашей больницы 2003 год – год 90-летия. Но, несмотря на почти вековой возраст, центральная районная больница Ярославского муниципального округа активно развивается, что особенно заметно в последние годы. Реконструкция больницы проводилась не только с учетом требований санитарно-гигиенических норм, но и одновременно с насыщением отделений новой аппаратурой, отвечающей самым современным стандартам, освоением сотрудниками современных технологий диагностики и лечения. Все это позволяет повысить качество и эффективность работы коллектива нашего медицинского учреждения. Контроль качества лекарственной терапии осуществляет клинический фармаколог. Он исключает из практики устаревшие препараты и применяет в лечении самые эффективные на сегодняшний день медикаменты. С этой же целью разработан и постоянно обновляется с учетом областных стандартов и критериев доказательной медицины лекарственный формуляр ЦРБ. Реструктуризация коечного фонда, проводимая в течение последних лет с целью эффективного использования дорогостоящих профильных коек ЦРБ, позволила улучшить показатели нашей работы. За последние пять лет непрерывно растет количество пролеченных больных при значительном снижении средних сроков пребывания на койке. В ЦРБ строго контролируется качество медицинской помощи, разработано и принято положение по системе управления качеством медицинской помощи, которое мы продолжаем совершенствовать. В настоящее время администрация больницы работает над переходом от системы контроля качества к системе управления качеством (к управленческой активности на всех этапах оказания медицинской услуги, начиная от младшего медицинского звена и заканчивая руководством ЦРБ). Наша цель – обеспечение безопасности, доступности, оптимальности услуги и полной удовлетворенности пациента. Из количественных показателей можно отметить, что в больнице сегодня функционирует 200 коек и 11 подразделений, в которых трудятся 309 человек, из них 65 врачей. За многие годы борьбы за здоровье и жизнь пациентов у нас сложился коллектив высокопрофессиональных специалистов. Заведующий хирургическим отделением А. Н. Сафонов и заведующая терапевтическим отделением Л. Н. Кротова отмечены званием «Заслуженный врач РФ». А 6 человек награждены знаком «Отличник здравоохранения». С такими людьми можно многого достигнуть. * * * Виктор БЛОХИНОВ, заместитель главного инженера по науке и совершенствованию СМК ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». 2003 год стал для ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (ЯНОС) важной вехой на пути совершенствования качества продукции и производства. В декабре 2002 года система менеджмента качества предприятия сертифицирована на соответствие международным стандартам серии ИСО 9001-2000 и ГОСТ-Р ИСО 9001-2001, что было успешно подтверждено в ходе аудиторской проверки в июле. В мае 2003 г. в Нью-Йорке три вида продукции ЯНОСа были удостоены высших наград «For high quality. New millenium» («За высокое качество. Новая эра»), присуждаемых в рамках проекта «Golden Galaxy». Организаторами проекта выступают Американо-евразийская и Американо-российская торгово-промышленные палаты. Золотую медаль завоевал бензин «Премиум-95», серебряные медали – моторное масло «Славнефть-Люкс-2» и нефтяной бензол. По итогам программы «100 лучших товаров России» 2003 года продукция нашего предприятия также получила высокую оценку – дипломантами программы объявлены бензин «Регуляр-92» и бензин-растворитель для резинотехнической промышленности «Нефрас-С2-80/120». В этом году предприятие впервые было соискателем премии Правительства РФ в области качества и с первой попытки вышло в финальную часть конкурса, что, безусловно, можно считать успехом. В октябре наше предприятие впервые принимало участие в организации межрегионального семинара в области качества совместно с администрацией области и ННОУ «Центр качества». ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» – постоянный лауреат областных и городских конкурсов на звание «Лучшее предприятие года». Присуждение ежегодной премии администрации Ярославской области «За лучшую работу в области обеспечения качества» – признание достижений всего коллектива ЯНОСа в этой сфере. * * * Александр Хватов, директор МУП «Рынок Дзержинского района». Участие в любом конкурсе – это прежде всего сравнение твоей организации с признанными лидерами отрасли, наконец с нашими конкурентами. Поэтому при подготовке к смотру-конкурсу весь трудовой коллектив мобилизуется, оценивает свои потенциальные возможности и слабые места, изыскивает внутренние резервы. В итоге покупатель всегда оказывается в выигрыше, так как улучшается качество, растут объемы предоставляемых услуг. Сама процедура проведения конкурса и освещение результатов в средствах массовой информации для нас, как торгующей и предоставляющей услуги организации, является своеобразной рекламной акцией, одним из способов продвижения на рынок торговой марки «Рынок Дзержинского района». Не могу не отметить наши успехи. Рынок на протяжении ряда лет становился победителем районного конкурса «На лучшее предприятие сферы услуг». В прошлом году мы выиграли всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности», проводимого Правительством Российской Федерации. Высокую награду вручал в Кремле вице-премьер. Присуждение звания дипломанта областного конкурса «За лучшую работу в области обеспечения качества» объективно оценивает те позитивные изменения, которые произошли за последнее время в нашем муниципальном предприятии. Этим признанием дана оценка нашим подходам к организации торгового процесса, высокому уровню обслуживания потребителей. Не случайно перенимать наработанный опыт земли Ярославской приезжали специалисты из Чебоксар, Вологды, Тутаева, Владимира, Костромы и даже поселка городского типа Красный Профинтерн. У нас есть чему поучиться, наш рынок самый большой в Ярославле, если считать по погонным метрам торговых площадей, то их у нас 4200, а если говорить о предпринимателях, торгующих на нашей территории, то их число доходит до 2300 человек. Два года назад при активной помощи мэрии Ярославля был открыт торговый центр «Перекоп». Этот наш филиал с современным оснащением расположен на улице 8 Марта в Красноперекопском районе. Мы не стоим на месте, уже разработан план развития предприятия до 2005 года. Он предполагает обустройство новой площадки под торговые места и организацию охраняемой автомобильной парковки. Уже подготовлен пакет необходимых документов, к выполнению проекта приступим в ближайшее время. Другим направлением нашей деятельности на 1, 5 – 2 года вперед будет реконструкция части торгового здания с надстройкой второго этажа. На возводимых площадях будут открыты парикмахерские с маникюрным залом, ресторан с отличной кухней, компьютерный зал, мастерские по ремонту телевидеоаппаратуры, салон сотовой связи, починка обуви, металлоремонт и многое другое. А для проведения общих собраний коллектива и решения насущных вопросов с предпринимателями на 2-м этаже будет расположен конференц-зал. В целом настрой на будущее хороший, и при поддержке городских властей будем и дальше развиваться на благо наших земляков. * * * Нина АНИСЬКИНА, ректор ЯрИПК, кандидат технических наук, академик академии проблем качества, EOQ-аудитор окружающей среды. В институте все эти годы шел интенсивный поиск новых методов и форм обучения, которые соответствовали бы непрерывно меняющимся требованиям развивающегося производства. Курс на опережающее, стратегическое мышление – вот творческое кредо членов нашей дружной команды. Поиск самых эффективных средств, решение сложных производственных проблем, приобретение навыков соц-инженерной деятельности, обучение новым методам работы с коллективом и с отдельными работниками на курируемых нами объектах – такие задачи мы ставили перед собой. Это привело нас к необходимости создания органичной системы. А в качестве ядра такой системы как раз и выступила инновационная игра (ИНН). Наши новаторские идеи были замечены и по достоинству оценены. Поначалу институт «обслуживал» в основном предприятия нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности, но затем, учитывая все возрастающий спрос на наши услуги, мы вынуждены были выйти за рамки своей отрасли. Стали поступать заказы от предприятий также и автомобильной, и авиационной, и электротехнической, и оборонной промышленности, а количество городов, куда специалисты в качестве консультантов отправлялись в служебные командировки, начали расти чуть ли не в гео-метрической прогрессии. Одну из задач института мы видим в преодолении консерватизма мышления, формировании философии качества в умах и делах. Около 20 лет ЯрИПК, который, кстати, недавно отметил свой 30-летний юбилей, занимается вопросами международного стандарта качества ИСО 9000. И вот результат: в августе этого года наш институт получил сертификат, подтверждающий, что его система менеджмента качества соответствует международному стандарту ИСО 9001-2000. То есть ЯрИПК оказался первым российским образовательным учреждением, получившим этот сертификат от сети IQNet – это самый высокий уровень признания качества, соответствующий мировым стандартам. Это сразу было оценено теми, кто нуждается в нашей помощи. Ведь такой сертификат – объективная гарантия расширения рынка образовательных услуг. Наш институт давно и продуктивно занимается повышением квалификации и профессиональной подготовкой. Мы взяли на вооружение и стремимся как можно успешнее применять и развивать науку обучения взрослых – «андрогогику». Наше неукоснительное кредо – стремление быть первыми. В частности, в сфере управленческой подготовки команд предприятий по всем аспектам менеджмента и в области интегрированных систем менеджмента качества и окружающей среды на основе международных стандартов ИСО 9000-2000 и ИСО 14000. Команда наших преподавателей во главе с проректором по научной работе профессором Юрием Васильковым (кстати, персональным лауреатом в одной из номинаций упомянутого областного конкурса) постоянно обучается, обменивается опытом и ведет совместные проекты с консультантами одного из передовых европейских центров по качеству – хорватской фирмой «OSKAR». Результатом этого сотрудничества стало переданное нам право на использование европейских программ и методологий в работе с предприятиями. * * * Лариса Никифорова, представитель руководства ОАО «ТИИР» по качеству, начальник бюро управления качеством: – Для совершенствования выпускаемой продукции и технологических процессов, организации производства в 2001 году на нашем предприятии, первом в Ярославле, была разработана и внедрена система менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001, версия 2000 года и государственного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Нам были вручены три сертификата: первый от Госстандарта России по результатам проведения аудита специалистами федерального государственного учреждения «ТЕСТ-Санкт Петербург», второй сертификат – от специалистов немецкого общества систем управления DQS и третий – международный сертификат сети IQ Net, в которую входят крупнейшие мировые сертификационные органы. Наша система (мы назвали ее «ТИИР») распространяется на разработку, производство и реализацию изделий, поставляемых на сборочные конвейеры крупнейших автомобильных и тракторных заводов России и СНГ. – Зачем потребовались оценки международных аудиторов? – Это не мода, а насущное требование сегодняшнего дня, так как основные потребители продукции АО «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «Заволжский моторный завод» и другие одним из обязательных условий продолжения дальнейшего сотрудничества обозначили создание СМК. Только это служит надежной гарантией того, что к ним будут поступать комплектующие изделия должного качества. СМК охватывает процессы производства от начальной стадии, на которой исследуются проблемы рынка и конкретные требования потребителя, до воплощения этих требований в готовое изделие. – Ваша работа по совершенствованию своей системы управления качеством как-то оценена потребителями продукции? – Разумеется. Например, в 2002 году Минский тракторный завод выдал нам диплом «Лучший поставщик», АО «АвтоВАЗ» – «Надежный поставщик», а спутник этого завода – ЗАО «ВАЗ интерсервис» вручило в сентябре этого года благодарственное письмо «За плодотворное сотрудничество по расширению номенклатуры и повышению качества комплектующих изделий». Работа по совершенствованию общего менеджмента предприятия продолжается. Мы разрабатываем систему экологического менеджмента с учетом требований международного экологического стандарта ИСО 14000, которым предусмотрено снижение вредного экологического воздействия нашего производства на здоровье работников, окружающую среду, делают безвредным для людей и природы использование наших изделий в машинах и механизмах. * * * Николай Голубь, директор Ярославского межрегионального градостроительного колледжа (Ярославского строительного техникума). Ярославский градостроительный колледж сегодня – это государственное образовательное учреждение многоуровневого, непрерывного профессионального образования. Колледж осуществляет подготовку специалистов как для строительного комплекса Центрального региона России, так и для других отраслей экономики страны. Начиная с 1994 года в соответствии с требованиями рынка труда, спектр образовательных услуг колледжа постоянно расширяется. Сегодня мы обучаем 24 специальностям, а также ведем подготовку, переподготовку и повышение квалификации более чем по 50 профессиям и направлениям профессиональной подготовки. Благодаря участию в региональном конкурсе мы получили возможность взглянуть на себя извне, самим изучить свои сильные и слабые стороны. В результате у нас появилась стройная концепция развития Ярославского строительного техникума. Маркетинговая программа дальнейшего развития нашего образовательного учреждения предполагает повышение качества подготовки специалистов путем создания системы показателей качества и технологий оценки знаний, внедрения системы стандартов ИСО 9000, совершенствования управления техникумом с применением процессного подхода. В ходе подготовки работ на конкурс были разработаны стратегические и тактические цели. На ближайшую перспективу наша главная цель – адаптация к потребностям общества и экономики на новой, более высокой ступени «Межрегиональный колледж». Один из способов ее достижения – заключение соглашений с вузами по совместному ведению образовательной деятельности по выбранным направлениям профессиональной подготовки. Мы также планируем дальнейшее использование технологий дистанционного и интерактивного обучения. А для достижения поставленных целей нужны квалифицированные кадры. Дальнейшее удовлетворение потребностей работников техникума в повышении своей квалификации – необходимое условие решения всех задач. Если подытожить, то подготовка к внедрению системы стандартов качества помогла оценить наши ресурсы, выделить приоритеты и перераспределить наши силы и средства на главном направлении. Сегодня коллективом градостроительного колледжа созданы предпосылки для поступательного развития и обеспечения устойчивого функционирования учебного комплекса в любых экономических и политических условиях.