Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 09 июня 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/44254/

Таинство святого причастия

рубрика: Медицина

Обыденную жизнь каждого из нас красят те часы и минуты, когда мы соприкасаемся с прекрасным и вечным, будь это прогулка по лесу, посещение музея, радушие дружеского застолья – одним словом, все, что трогает нас, делает чище и лучше и надолго сохраняется потом в памяти. На человека верующего подобное просветляющее душу действие производит крестный подвиг Господа нашего Иисуса Христа, предавшего Себя ради нашего спасения и муки распятия. Накануне Господь собрал на Тайной Вечери двенадцать Своих учеников и в долгой беседе оставил им и нам зримый знак Своей жертвенной любви, которым с того времени и доныне является установленное Христом таинство Святого Причастия.


«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». На языке Церкви таинство это именуется Евхаристия, что с греческого переводится как «благодарение». Совершается оно во время литургии (обедни), являющейся в нашей Церкви основной службой. По молитвам священнослужителей и всех верующих, сопровождаемым определенными священнодействиями в алтаре, через незримое сошествие Святого Духа в этот момент совершается «преложение» (преобразование) хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы, принимая которые мы делаемся сопричастны божественной святости. Без этого невозможно наше духовное единение с Богом как в этой, так и в будущей жизни. Насущность этого таинства подтверждается словами Спасителя: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Что же нам мешает всегда пребывать с Богом? Препятствием тому – наши грехи, о чем гласит и народная пословица «Рад бы в Рай, да грехи не пускают». Но если мы искренне каемся в них на исповеди перед причастием, получаем их прощение и, будучи очищенными, принимаем Святое Причастие, то в этот момент обретаем крупицу Божьей святости. Именно поэтому Спасение в Православии понимается как «обожение», то есть постепенное восхождение к возвышенной цели – богоподобию. Что же необходимо знать и делать, чтобы хотя бы четыре раза в году причаститься? В Православной церкви принято за три дня перед Причастием попоститься, припомнить свои грехи и внутренне повиниться в них. Мы уже писали, что Причастию непременно предшествует исповедь, которую принимает священник накануне вечером или утром в самом начале службы. Необходимо вычитать и специальные правила – молитвы перед Святым Причастием – они есть в молитвослове. Накануне перед Причастием ничего не есть после ужина и прийти в церковь натощак. После того, как все едиными устами пропоют «Отче наш», необходимо подойти ближе к алтарю. Именно оттуда через Царские Врата священнослужитель с благоговением выносит потир (чашу со Святыми Дарами). Обращаясь к причастникам, он просит повторять за ним слова молитвы, по окончании которой наступает самый возвышенный, исполненный душевного трепета момент: крестообразно сложив на груди руки, правая на левой, и называя священнику свои имена, причастники принимают под видом хлеба и вина святой и бесценный Дар. Сразу после этого им предлагают кусочек просфоры и запивку: теплую воду, слегка сдобренную сахаром или вином. Делается это для того, чтобы Святые Дары не остались в полости рта. Не рекомендуется также сплевывать в течение всего этого дня и делать земные поклоны. По окончании службы чтец читает благодарственную молитву, слушая которую причастники внутренне присоединяются к ее словам. И действительно, по милости Божией они в этот момент наделяются тою же душевной чистотой, как это было после совершенного над ними Крещения. Поэтому так важно в последующей жизни хранить себя от греха. Олег СЕНИН, магистр богословия.