Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 13 апреля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/48843/

Дочки и матери

рубрика: Медицина
Автор: Екатерина АБРАМОВА.

«Я хочу к маме! Пустите меня к маме! Она обещала забрать меня домой!» – кричала Маша. А доктор тем временем вводил ей в вену успокоительное, монотонно приговаривая: «Ничего, успокойся. Всебудет хорошо».


Потом притихшую девочку куда­то везли на машине. За окном мелькали деревья, люди, дома. И вдруг все исчезло. Она погрузилась в сон. А через две недели Маша снова вернулась в интернат. В больнице ее хорошо полечили – она больше не пыталась сбежать и все реже вспоминала мать. Перестала ждать ее, целыми днями стоя у окна. Просто перестала верить. А еще она поняла, что любить кого­то в этой жизни – очень больно, и решила больше никогда этого не делать. Истории повторяются Так рассудила и Машина мама – давно, лет 20 назад. Только была она тогда не мамой, а такой же маленькой девочкой по имени Инесса, воспитанницей интерната. Она тоже мечтала о том, что когда­нибудь у нее будут родители. Они приедут за ней, заберут из интерната, увезут далеко­далеко, и там они будут жить все вместе долго и счастливо. Но время шло, а сказка все не желала становиться былью. И однажды, когда все дети уже легли спать, Инесса придумала: раз так, раз я никому не нужна, то и мне никто не нужен. А потом она выросла, закончила школу, покинула интернат, и началась для нее новая – взрослая – жизнь. Инесса так о ней мечтала – избавиться от бесконечных нравоучений воспитателей, стать наконец­то свободной. Однако когда это случилось, она вдруг поняла, что не знает, что ей делать, с чего начать. За время жизни в интернате Инесса даже посуду ни разу не помыла, она не умела стирать, убирать квартиру – ведь для этого были уборщицы и нянечки. Но главное, она так и не научилась быть женщиной, взрослой и самостоятельной. И тогда ей стало страшно – она снова почувствовала себя маленькой девочкой, беспомощной и очень­очень одинокой. Чтобы избавиться от страха, Инесса начала пить. Ей нравилось состояние опьянения – все так легко и просто. Один из собутыльников стал отцом ее ребенка. Дочку назвали Машенькой. С ее появлением жизнь молодой семьи враз изменилась – постоянная череда пьянок нарушалась теперь оглушительными криками младенца, что очень действовало на нервы. Денег катастрофически не хватало, а работать не хотелось. Все свои проблемы новоиспеченные родители отчаянно топили в вине, частенько и вовсе забывая о том, что у них есть дочь. А девочка все время плакала, надрывая душу соседям. Наконец, они не выдержали и решили вытащить малышку из этого ада. Добились лишения родительских прав матери Маши, и девочка оказалась в интернате. В том самом, где когда­то росла Инесса. «У вас здесь хорошо!» Воспитатели нисколько не удивились, что к ним попала дочка их бывшей воспитанницы. Здесь это привычное дело – бывает, что в детском доме вырастают целые поколения таких вот бедолаг. Никто не верил, что мать когда­нибудь приедет к Маше. А девочка верила. И, наконец, встреча состоялась – прошлой осенью. Инесса приехала неожиданно, рассказала, что с папой Маши они давно расстались, и сейчас он неизвестно где. Что сама она работает продавцом на рынке, а живет у своего нового друга. Восторгу девчушки не было предела – ее забрали из интерната, сводили в цирк, купили новенькие джинсы, но самое, самое­то главное – мама рядом! Она говорит, что любит и что они снова будут вместе. Однако счастье длилось всего два дня – после выходных Инесса вновь отвезла дочь в интернат, пообещав вскоре забрать ее оттуда. Передав плачущую девочку на руки воспитателям, она уехала. Целый месяц жила Маша в надежде, что мама вернется, а потом не выдержала и решила сбежать к ней сама – благо дом недалеко, всего несколько автобусных остановок. Однако радостной встречи не получилось – вместо счастья на мамином лице девочка прочитала лишь недоумение. Сдержанно выслушав сбивчивые слова дочери о том, как она соскучилась, Инесса быстро оделась и отрезала: «Едем обратно». Всю дорогу девочка рыдала, не переставая. От переживаний у Маши случился нервный срыв, и ее поместили на лечение в психиатрическую больницу. Ее мама с тех пор так и не появлялась в интернате. Она говорит, что ей не до дочери, – у нее и так много дел. Машу забрать к себе она не может – живет у сожителя на птичьих правах. Да и в любом случае, прежде чем вернуть дочь, нужно сначала восстановиться в родительских правах. А делать это Инесса вовсе не собирается – зачем же лишние проблемы? Как­то после случившегося она позвонила директору интерната и сказала: «Ничего, с Машей все будет в порядке. У вас в интернате тепло и хорошо, кормят отлично. Я же росла здесь, и Маша вырастет». Жизнь без привязанностей Да, девочка, конечно, вырастет. Но какая судьба ожидает ее? Такая же, как у матери? Скорее всего, Маша повторит ее в точности, и ее дети также попадут в интернат. По статистике лишь одна треть девочек­воспитанниц детских домов создают в будущем нормальные семьи, остальные же либо спиваются, либо попадают в тюрьму. А их дети неизменно продолжают семейную традицию воспитания в детском доме. Но почему так происходит? Руководитель лаборатории социальных проблем детей­сирот института педагогики и психологии ЯГПУ имени К.Д. Ушинского Елена Юрасова считает, что для того, чтобы человек в будущем смог создать полноценную семью, ему необходим опыт семейных взаимоотношений. Ведь каждый ребенок, воспитанный в семье, знает прописанные жизнью правила: отец – ее глава, кормилец, а мама – хозяйка, хранительница очага, дарящая ласку и теплоту своим домочадцам. Он чувствует силу отца и нежность матери, чувствует специфику их взаимоотношений, их любовь и интерес к себе. А детдомовские ребятишки – нет. На протяжении долгих лет их окружает множество людей – воспитатели, нянечки. Лица постоянно меняются, и ребенок не успевает к ним привыкнуть. Нет взрослого, который бы заменил ему маму или папу и любил только его одного, к которому он сам привязался бы всей душой. И постепенно ребенок учится жить без привязанностей, он замыкается в самом себе. «Мы выращиваем из них потребителей!» Но это лишь одна сторона проблемы. Директор одного из ярославских интернатов, того самого, в котором сейчас воспитывается Маша, считает, что другая заключается в неправильном устройстве подобных заведений в России. – К сожалению, мы, сами того не желая, выращиваем из детей потребителей. В интернате или детском доме они находятся на полном гос­обеспечении. Им не надо ничего делать для своего блага – наоборот, по жизни у них складывается ощущение, что им все должны. Мы не имеем права заставлять их прибираться, мыть посуду, стирать. А без элементарных навыков ведения домашнего хозяйства как женщина сможет создать уют в своем доме, поддерживать в нем чистоту и порядок? Только в семье можно вырастить полноценного человека. Там ребенок видит взаимоотношения членов семьи, учится делить все со своими братьями и сестрами. Он видит, как родители стараются, чтобы все были счастливы, и какие трудности они для этого преодолевают. Но если уж сложилось, что семьи нет, то надо создать хотя бы ее подобие, максимально приближенную к семейной обстановку воспитания ребенка. Как это делается в детских домах семейного типа или приемных семьях, где каждый ребенок чувствует себя личностью, человеком нужным, полезным своей семье, и, главное, любимым. У нас такие формы устройства детей, а особенно вторая, в отличие от Запада, не развиты совсем. В некоторых детских домах и интернатах, и у нас в городе в частности, число детей достигает 200 человек. Воспитатели просто физически не могут уделять должного внимания каждому ребенку. * * * Так стоит ли искать в нашей истории виноватых? Кто это – Инесса, бросившая свою дочь, или ее родители, которые тоже когда­то оставили девочку? Конечно, в нашем обществе что­то не так, раз родители бросают своих детей. Но уж тем более неправильно то, что мы не можем помочь этим брошенным детям, обрекая их на пожизненное одиночество.