Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 18 августа 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/50907/

Свидание с Толгой

рубрика: Медицина
Автор: Ирина ХРУПАЛОВА.

21 августа хоть и приходится на дни Успенского поста, для православного Ярославля отмечено особым торжеством. В этот день отмечается праздник, который в церковном календаре назван Явлением иконы Божией Матери «Толгская». Этому событию обязан своим рождением Толгский монастырь – нынче ему исполняется 691 год. Дата некруглая, но значимая для города, готовящегося отметить тысячелетие. Ведь с Толгской иконой связана и большая часть его истории.


Значим день рождения Толги для нас еще и потому, что, пережив трагедию разорения и осквернения, обитель вновь возвращена к жизни. Чудо это происходит на глазах у всех, надо лишь вспомнить, какой была она пятнадцать – двадцать лет назад. Старожилам Ярославля это ведомо, молодые могут увидеть уже только на фотографиях да в кадрах кинохроники. Но Толга для многих стала примером не столько реставрации, сколько возрождения монашеской жизни. Ведь она – первый в России женский монастырь, где после восьмидесятилетнего безбожия затеплились лампады. Каждый день рождения отмечается теперь здесь особыми подарками. Монахини объясняют их милостью главной заступницы монастыря – Божией Матери. Представить, что только человеческим желанием и руками совершается все происходящее вокруг, невозможно, говорят они. Из небытия возвращены Крестовоздвиженский храм и Введенский собор, фактически заново отстроены кельи и многие другие здания. Позолочены кресты и купола... В 2003 году произошло событие вообще неординарное в современной истории России – в монастырь из музея была передана древняя чудотворная Толгская икона, что, по преданию, и явилась в столпе света ростов­скому епископу Трифону. Помещенная по требованиям музейщиков в специальный стеклянный пенал, где поддерживаются заданный температурный режим и влажность, стоит она ныне в одностолпной палате Крестовоздвиженской церкви, где с иконой наконец-то верующий может пошептаться и поплакать у нее. – Разве можно было пойти за этим в музей? – вздыхает пожилая паломница. Она приехала в Ярославль из Петербурга вместе с внучкой. – Когда-то, – говорит женщина, – я жила неподалеку, и мои родители рассказывали мне, как в двадцатые годы разорялась обитель. Старики, крестьяне вставали на ее защиту, даже в Москву ездили с письмом, чтобы отстоять. Женщина трепетно припадает к иконе, о чем-то молясь. Многие приходят сюда, в обитель, со своими проблемами, сердечными ранами и просто с болезнями. Есть свидетельства, что от иконы и ее списков, также чудесным образом обретенных монастырем, и ныне, как встарь, истекает немало помощи людям. Все эти события тщательно записывает одна из сестер монастыря. Она рассказывает: – В 1995 году здесь исцелился от перелома позвоночника ярославский мальчик. У него был вторичный перелом, и врачи отказались от дальнейшего лечения. На спине начал расти горб. Бабушка ребенка пришла в монастырь и с плачем молилась о внуке. Наша монахиня пожалела ее и дала маслице из лампады от иконы восемнадцатого века – списка с чудотворной – с наставлением втирать его в горб, обязательно читая перед этим молитву. За неделю горб исчез. Снимки, которые делали мальчику потом специалисты, показали: никакого перелома нет. Ребенок снова стал расти. По молитвам перед образом Богородицы исцелился от сердечной болезни другой подросток. Все это поведавшие монахиням женщины подтверждали медицинскими справками о состоянии своих детей. Свидетелем еще одного чуда – мироточения образа – стали и сами насельницы монастыря. – Это было, когда икону еще приносили из музея только в ее праздник. Образ стоял в центре храма, и к нему с молитвой прикладывались верующие. Вдруг замироточила другая икона, тоже старинная, но список. Капельки мира появлялись вновь и вновь, в разных формах, в разных местах. По законам физики это необъяснимо. Ведь образ пишут на уморенном дереве, нужно, чтобы ни один червячок, ни один жучок не завелся в нем. На мертвой доске – и такие чудеса! В нынешний день Толги пришедших сюда паломников и гостей тоже ждет своего рода сюрприз. Завершается реконструкция звонницы. В 2003 году сильным ветром снесло ее главу и крест. Специалисты, обследовавшие сооружение, обнаружили, что подгнили и балки, на которых были подвешены колокола. При восстановлении звонницы их не заменяли, теперь поняли: без этого не обойтись. Заменяют. Снизу, с земли посетители монастыря с замиранием сердца следят за тем, как ловкие человечки, словно паучки, повисают на канате, удерживающем самый большой, пятитонный колокол. Манипуляции продолжаются довольно долго, и к концу дня он наконец водворяется на место. Занимается реконструкцией строительная фирма, специализирующаяся на верхолазных работах. Новые балки будут долговечнее, так как они металлические, а сверху обшиты деревом, объясняют мастера. Попутно они перевешивают колокола, отлаживают механизм управления ими. Поплывет теперь над Волгой вновь знаменитый толгский звон. Правда, колокола эти не родные обители, а собранные с окрестных храмов, не подлежащих восстановлению, чудом сохранившихся в селах, объясняет игуменья монастыря матушка Варвара. Когда-то колокола для Толги специально отливали московские мастера, среди них значится и имя Федора Моторина – отца создателя знаменитого Царь-колокола. Но в тридцатые годы все колокола здесь были сорваны воинствующими безбожниками, которые, как свидетельствуют документы, хранящиеся в государственном архиве области, бросили на работу в районе Толгского монастыря все силы своего губсовета. Старинные колокола были отправлены в переплавку, а на звоннице, по словам мастеров, сохранились вмятины как следы расправы. День сегодняшний и минувшие столетия соседствуют здесь. Старинное кладбище, осененное крестами и украшенное цветами, – напоминание нам всем, каким должно быть место последнего упокоения христианина. Часовня, возведенная на месте захоронения 46 иноков, убиенных поляками еще в 1609 году. Враг не мог одолеть сопротивление горожан и отыгрался на безоружных монахах Толги и мирном населении округи. Обитель эта всегда в полной мере разделяла с Отечеством и беды, и радости. Сейчас в ней действительно все радует глаз. Белоснежные храмы, монастырские постройки, разноцветье трав... Шумит, шевеля ветвями, кедровая роща, рождение которой связывают с именем Иоанна Грозного. Здесь тоже многое было разрушено в богоборческое время, и 160 деревьев погибли. Чтобы восполнить их, вновь высажено более 150 кедров, за ростом которых наблюдают не только монахини, но и специалисты Санкт-Петербургской лесопромышленной академии. ...Толга вся в ожидании праздника. В монастырской кухне выпекаются знаменитые толгские пирожки. Их будет не менее пяти тысяч. Разлит по бутылочкам и квас, настоянный по особому монастырскому рецепту – с медом и изюмом. Разложены по мешочкам тоже знаменитые толгские сухарики. А еще подготовлены специальные наборчики – с иконкой святителя Игнатия Брянчанинова, мощи которого пребывают здесь, крестиком, ладаном и огарком свечи, горевшей у его раки. Все это наверняка с большим трепетом будет воспринято верующими, они уже собираются в обители. Едут люди отовсюду – из Москвы, Костромы, с Украины... Едут заранее, чтобы помочь монахиням в подготовке к празднику. Иначе даже им, 130 трудолюбивым пчелкам, не справиться со всем. Ожидают нынче в Толге семь архиереев Русской православной церкви. Для службы уже оборудован специальный помост под открытым небом между двумя храмами обители. Ни в одном из них собирающийся обычно в дни подобных торжеств народ не поместился бы. Но даже при таком накале работ суеты в обители незаметно. Просто каждый при своем привычном деле – «на послушании», говорят монахини. Они работают в огороде, в иконописной и переплетной мастерских, заняты вырезанием по дереву, вышиванием, трудятся в просфорне и на кухне. Читают неусыпаемый Псалтырь, молятся. День в монастыре начинается в пять утра с молитв келейных и службы в храме и заканчивается поздно вечером так же – службой в храме и молитвой в кельях. Приобщиться к такому житию пробуют и трудники монастыря, паломники. Самая большая группа их нынче оказалась из Ставрополя. Заехали просто на часок по пути в Дивеево, поклониться мощам святителя Игнатия, объясняет одна из женщин. Православные Кавказа очень почитают этого святого, ведь именно он основал там православную епархию. А в Ярославле, считают паломники, с ними случилось чудо. Помолившись у раки святителя, побывав на службе и восхитившись красотой обители, люди с большим нежеланием отправились к автобусу, уезжать не хотелось. И вдруг выяснилось, что машина ехать дальше не сможет – сломалась. Ремонт займет не менее двух дней. – К счастью, остались мы тут и наконец-то узнали жизнь обители изнутри, – говорит Галина. – Побывали на послушаниях, наши сестрицы сухарики толг­ские в пакетики укладывали. На огороде травку рвали, трудились на кухне – огурцы в баллончики закладывали, другие дела делали. Даже дети, которых немало в группе, приобщились к монастырскому труду. Вот теперь-то нам в полной мере открылась красота этой обители. И хотя позади и впереди у кавказских паломников немало других святых мест России, Толга, считают они, займет в их сердцах особое место: тут душа насладилась на год. И еще одно событие, связанное с Толгским монастырем, ожидает ярославцев нынче. В субботу впервые к обители пройдет крестный ход с чудотворным списком Толгской иконы. Начнется он на Ильинской площади в 14 часов. И, как планируется, прибудет в Иваньково, на то самое место, где в 1314 году и остановился на отдых епископ Трифон, откуда, неведомым никому из его спутников зовом, отправился он по нерукотворному мосту через Волгу на другой берег и увидел там на дереве чудный образ Богоматери.