Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 30 мая 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/8221/

А если покопаться, нигде нельзя купаться

рубрика: Медицина
Автор: Анатолий КОНОНЕЦ

У нас в России всегда неожиданно наступают зима, лето, весна и осень. Вот и сейчас, вдруг откуда ни возьмись, настал купальный сезон. Народ, изнуренный жарой, потянулся к воде... Не дожидаясь, пока его благословят на это хорошее дело различные инстанции.


И как тут не вспомнить слова Владимира Вишневского: «У нас ведь, если покопаться, нигде сейчас нельзя купаться».

Вообще Ярославская область – регион в смысле купания благодатный. В каждом районном центре есть как минимум один водоем, где можно всласть поплавать. В областном центре таких мест и вовсе пруд пруди. Но, увы, сводки происшествий с началом купального сезона наполняются сведениями об утонувших.

Нельзя сказать, что спасение утопающих сегодня осталось делом рук самих утопающих. В этом смысле сто тридцать первый федеральный закон строго регламентирует, кто, где и кого должен спасать. В Ярославле имеются два официально обустроенных пляжа – центральный в устье Которосли и заволжский в Тверицах. И на том и на другом с 15 мая уже дежурят специалисты городского поисково­спасательного отряда. По словам главного государственного инспектора по маломерным судам МЧС по Ярославской области Геннадия Ивановича Милованова, до начала июня будут проверены все пляжи лагерей детского отдыха на всей территории области.

Однако спасением утопающих занимаются на только спасатели. Согласно уже упомянутому закону везде, где имеются речные порты, задача спасения отдыхающих возложена на линейные отделы управления внутренних дел на транспорте. Так, буквально на днях наши милиционеры выловили очередного горе­марафонца, вознамерившегося переплыть Волгу в районе Резинотехники. Туда плыть ему сил еще хватило, а на обратном пути пригрезилась пловцу акула (с марафонцами, накачавшимися «народными допингами», такое часто бывает) – и он давай барахтаться! Тут его, болезного, на спасательное судно и вытащили.

А что же делать в тех городах и весях, где водоемы есть, а портов нет? К примеру, на озере Плещеевом в Переславле или на озере Неро в Ростове? Там задача спасения потенциальных утопающих возложена на плечи специалистов Россельхознадзора, который еще по старинке кличут рыбнадзором.

Тонуть – это, конечно же, неприятно. Но и само пребывание на пляже может превратиться в сущую муку, если там негде переодеться, можно напороться на битую бутылку, а сервис представлен только летним туалетом типа «сортир», обозначенный буквами «М» и «Ж». Что касается пляжей, имеющих официальный статус, для них подобные ужасы уже в диковинку. По словам заместителя директора ДГХ мэрии Ярославля Андрея Евгеньевича Мамонтова, МУП «Яркир», выигравшее тендер на обслуживание двух городских пляжей, выполнило весь объем работ, запланированных на нынешний сезон, – начиная с замены кабинок для переодевания, заканчивая боронованием песка на линии прибоя и водолазным исследованием дна на глубину до двух метров. Формально для открытия пляжей нужно всего лишь получить результаты анализов воды от службы Роспотребнадзора, и если оные результаты окажутся положительными, из воды можно будет вообще не вылезать. Если же эпидемиологи найдут в жидкости какую­нибудь заразу, МУП «Яркир» уже заготовило в достаточном количестве таблички с грозной надписью «Купание запрещено!».

Теперь можно дать ход буйству фантазии – на протяжении ряда лет которосльной пляж в черте города закрывают систематически. Какое купание, если еще пару месяцев назад воду этой реки, даже очищенную всеми системами «Водоканала», пить можно было только в противогазе – настолько она воняла, пардон, тухлятиной. И что? А ничего: народ по­прежнему прет в воду, как тюлень, поскольку кто этих кокков видел? Никто. А купаться хоцца, аж зубы сводит... Таблички? Что – таблички? На сигаретах, к примеру, тоже предупреждают: опасно для здоровья. На пиве, на водке всякие ужасти писать повадились... Так что же теперь, и пива не пить?

Однако даже если предположить, что каким­то образом удалось отвадить народ от Которосли, – станет ли это поводом для оптимизма?

Любопытное наблюдение: с началом лета число посещений дерматологов неуклонно растет. Причем обращаются пациенты с неявными проявлениями кожных хворей: тут чешется, тут опухло, там рези. Опытные доктора знают – пожаловали товарищи, сующиеся в воду где попало. Потому что тут нужно не только знание брода, но и представление о том, что вода очень небезопасна в жару – тем более в непроточных водоемах.

А теперь окинем пристальным взглядом наш индустриальный пейзаж. И убедимся: на Нефтестрое несознательные граждане то и дело лезут в пруд парка НПЗ или Петропавловского парка... Не зарастает тропа народная к пруду на Шевелюхе... На выезде из Ярославля в сторону Рыбинска осталась пара котлованов от строительства – так и там уже замечены купающиеся... Та же Которосль, прежде чем добраться до своего «официального» пляжа, протекает через добрых полтора десятка садоводческих кооперативов. И в каждом из них самое неоспоримое преимущество дачного образа жизни – возможность бултыхнуться в воду. Нужно ли говорить о том, что на этих местах купания о комфорте даже помышлять бессмысленно. Мусор копится там годами, и шанс наступить ногой на битую бутылку или задеть головой утонувшую корягу возрастает многократно. Фраза «отдохнуть дикарем» приобретает здесь свое первозданное значение. Но заставить нашего человека потратить полчаса, чтобы доехать до настоящего пляжа – дело гиблое. Он лучше утонет по месту жительства.

Есть, конечно, из этого правила исключение – карьер под народным названием «Байкал», что за Средним и Нижним поселками. Купаться в «Байкале» можно совершенно без опаски – вода чиста настолько, что здесь живут раки. Арендаторы, исправно взимающие плату за въезд, следят за порядком и чистотой. Правда, сам водоем они не арендовали, потому и спасение утопающих является здесь делом самих утопающих – спасателей на «славном море» как-то не водится.

Выход остается один – в бассейн. Там, конечно, не пообщаешься с живой природой, зато заведомо не утонешь и не подцепишь какую-нибудь гадость. Одна беда – как только на инженерных сетях Ярославля начинается пора регламентных работ (а это чаще всего случается только в самую жаркую пору) бассейны тоже за-крываются. Поэтому ярославцам, рыбинцам, тутаевцам, некрасовцам и прочим волжским людям можно только позавидовать: у них по крайней мере всегда есть беспроигрышный вариант – великая русская река Волга.