Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 29 августа 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/8/9509/

Детский сад – «за» и «против»

рубрика: Медицина
Автор: Светлана КРУПИНА

Накануне 1 сентября обеспокоены тем, что их ребёнок вступает в новый период своей жизни, не только родители первоклассников, но и дошкольников, которые начнут вскоре посещать детские сады. Больше всего родственников волнуют вопросы, связанные с адаптацией малыша в новом коллективе. Многие сомневаются, стоит ли вообще отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Отвечает на эти вопросы заведующая методическим кабинетом областного центра медицинской профилактики, врач I категории Ольга Александровна КАРУЛИНА.


– У специалистов нет единого мнения, отдавать ребёнка в дошкольное учреждение или нет. Дома с мамой ему, конечно, хорошо, но откладывать проблему адаптации в коллективе до школы – значит только затягивать её решение. К тому же большинству современных мам надо выходить на работу, и детсад становится суровой необходимостью. Однако в душе сплошные сомнения: малыш плачет, может, стоит ещё подержать его дома, повременив с карьерой? Эти колебания нелегко утаить от детских глаз, и ребёнок пытается задержать маму в группе любой ценой. Но если у вас действительно нет выбора, отбросьте сомнения и донесите до малыша мысль: ходить в сад ему придётся, несмотря ни на что. Будьте терпеливы, непреклонны, последовательны – и это сработает.

Главное преимущество детского сада – возможность ребёнка общаться со сверстниками. В играх с детьми своего возраста закладываются основы взаимодействия с людьми, развиваются умения действовать сообща, понимать других, помогать и сочувствовать ближним. Но не стоит забывать и о значимости домашнего воспитания. Хорошо, когда первые знания и наставления малыш получит от матери.

– А как убедить ребёнка посещать дошкольное учреждение?

– Перед тем, как отвести его в выбранный сад, постарайтесь вместе периодически прогуливаться рядом с ним, познакомьтесь с детьми, воспитателями и нянями. Наверняка малыш оценит, как в садике хорошо, и захочет присоединиться к играющим ребятам. По договорённости с воспитателями оставайтесь с ребёнком в группе столько, сколько требуется, чтобы малыш освоился там в вашем присутствии. Не ждите, что это произойдёт слишком быстро – может потребоваться не одна неделя. Потом оставляйте его на 2-3 часа, постепенно увеличивая время.

Интересные занятия для садика можно придумать заранее: новая игрушка, шефство над попугайчиком или рыбками в группе. По возможности сведите на нет все негативные моменты, связанные с посещением садика. Малышу трудно вставать по утрам? Включайте ему музыку или мультики, и подъём не будет мучителен. Чтобы помочь ребёнку привыкнуть к детсадовской кухне, договоритесь, чтобы для начала его не заставляли есть то, что он не хочет. Постепенно, глядя на других детей в саду, начнёт есть за компанию и ваш ребёнок.

И ещё – к мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Расскажите ему о садике, сводите туда, чтобы он представлял, что это такое. Вводить малыша в новую ситуацию надо постепенно. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям. Средний срок адаптации в детском саду, по наблюдению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям.

– От чего же зависит привыкание детей к садику?

– От многих факторов. От типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности с адаптацией испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают чрезмерно опекаемые дети, у которых сильно развита эмоциональная связь с матерью, привыкшие к исключительному вниманию и не имеющие навыков самообслуживания, неуверенные в себе, беззащитные, тревожные. В детском саду такие дети чувствуют себя несчастными, находятся в состоянии нер-вного стресса. Это состояние ослабляет защитные силы организма, и ребёнок начинает часто болеть. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.

– Многие дети, поступая в дошкольные заведения, начинают больше болеть, почему?

– Всякое изменение условий жизни, требующее адаптации, представляет собой сильный стресс для организма. Стресс, в частности, проявляется в том, что ребёнок слабеет, у него снижается сопротивляемость к заболеванием. Кроме того, в дет-ском коллективе значительно выше вероятность инфицирования, чем дома. Любой здоровый малыш может быть носителем микроорганизмов, на которые он сам не реагирует, так как для него они «свои», а для другого ребёнка могут послужить причиной заболевания.

Самое важное, что следует знать: причина постоянных простуд и хронических ОРЗ чаще вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется – бегство в болезнь. Не надо думать, что дети простужаются нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление они испытывают неявно, неосознанно, не отдавая себе отчёта. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с лёгкостью попадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде.

Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданны и целесообразны, но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребёнка. Нередко, добившись его эмоционального равновесия, удаётся преодолеть и склонность к болезням.

– Какие шаги могут предпринять родители с этой целью?

– Прежде всего необходима уверенность, что не только ваш ребёнок «подходит» детскому саду, но и конкретный сад подходит вашему ребёнку. Родители должны убедиться: атмосфера выбранного ими учреждения достаточно благоприятна и комфортна. Иногда слёзы и нежелание посещать садик могут быть вызваны реальными проблемами: несправедливостью воспитательницы или сложностью общения с другими детьми.

В таких случаях ребёнок вы-сказывает свои жалобы. Прислушайтесь к ним и, прежде чем реагировать, постарайтесь разобраться, где правда. Но если, поговорив с воспитательницей или другими родителями, вы находите подтверждение словам малыша, принимайте необходимые меры. Надо присмотреться к поведению детей в группе. Если они в саду «стоят на голове», то, скорее всего, там царит анархическая вольница и воспитатели, погружённые в свои дела, не уделяют ребятишкам должного внимания.

Но ничуть не лучше, если дети «ходят по струнке», пугливо оглядываясь на воспитателей. Ни в джунглях, ни в казарме малыш не может чувствовать себя комфортно. Иногда в особых случаях ребёнка следует перестать водить в детсад или поменять дошкольное учреждение. Но на этот шаг можно пойти однажды или дважды. Если в поисках лучшего места вы превратите жизнь ребёнка в постоянное кочевье, то тем самым лишите её стабильности и ввергнете его в постоянный стресс.

– Так как же выбрать хороший детский сад?

– Когда вы подбираете садик, обращайте внимание не на внешнее оформление интерьера и сверхсовременную оснащённость, а на ребят и воспитателей. Придите и понаблюдайте за детьми. Хороший детский сад – место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для своего ребёнка.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

* настраивайте ребёнка на мажорный лад, внушайте ему, что садик – это здорово, что он дорос до него, стал таким большим;

* создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;

* щадите его ослабленную нервную систему, на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости, сократите просмотр телевизионных передач;

* как можно раньше сообщите врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша;

* не кутайте ребёнка, а одевайте соответственно температуре в группе;

* придерживайтесь в выходные дни такого же режима, как и в детском учреждении;

* при выявленном изменении в обычном поведении ребёнка как можно раньше обратитесь к детскому психологу;

* при выраженных невротических реакциях оставьте малыша дома на несколько дней и выполняйте все предписания специалиста.