Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 07 июня 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/13009/

Родительский дом – начало начал

рубрика: История
Автор: Татьяна КИСЕЛЕВА

Район Крутого оврага в Гаврилов-Яме или, как сейчас его называют, Крутышка начал застраиваться в конце двадцатых годов ХХ века. И основными новосёлами здесь стали фабричные рабочие, которым предприятие, кстати, давало ссуду на обустройство. А поскольку среди тружеников бывшей Локаловской мануфактуры было немало выходцев из близлежащих деревень, перевезённые оттуда дома и составили немалую часть нового городского микрорайона.


РОДОНАЧАЛЬНИКИ

Одними из первых возвели здесь стены будущего родового гнезда Клавдия и Николай Юлины, каждую свободную минутку посвящавшие новостройке. А пока мама с папой пилили да строгали, их трёхмесячный наследник Вовочка вовсю сучил ножками, лежа на пелёнках в растущей рядом ржи. Ну а роль няньки при нём терпеливо исполняла трёхлетняя сестрёнка Нина.

1929 год и стал годом рождения дома Юлиных, который вот уже почти восемь десятков лет смотрит на улицу Коминтерна широко распахнутыми глазами трёх окон из-под резных наличников, а под его гостеприимным кровом собирается уже четвёртое поколение большой семьи, с полным правом относящей на свой счёт слова известной песни о родительском доме. В праздничные дни за столом рассаживается до двух десятков Юлиных самого разного возраста. И хотя за свою долгую историю родовое гнездо видело много встреч и расставаний, обретений и потерь, оно по-прежнему словно оживает, когда порог переступают внуки, правнуки и даже праправнуки Клавдии Ивановны и Николая Сергеевича, которые и сами прожили здесь в любви и согласии более полувека.

Сейчас в родительском доме обитают Владимир Николаевич и Валентина Ивановна, тоже совсем недавно отпраздновавшие «золотую» свадьбу и относящиеся к наследству предков словно к живому человеку.

А между тем в Гаврилов-Яме одна из ветвей семьи великосёлов Юлиных обосновалась ещё в 1906 году, когда дед Владимира Николаевича купил дом на нынешней улице Декабристов и поступил на работу в магазин купца Вахрамеева – нынешний «Центральный». Дослужившись там до старшего приказчика, глава семейства пристроил к делу и 12-летнего сына Колю. Два года пробыв мальчиком на побегушках и поняв, что здесь, где работали сорок вышколенных мужиков, в плане карьеры ему ничего не светит, Юлин-младший перешёл на Локаловскую фабрику. И, как потом оказалось, не прогадал, начав трудовой путь чернорабочим и закончив его в 1962 году начальником отдела сбыта.

Хотя и здесь не всегда и не всё шло гладко. Пришлось и хлеб у крестьян во время прод­развёрстки отбирать, и льнокомбинат в самые первые недели Великой Отечественной, можно сказать, из ниоткуда сырьём обеспечивать. И дорогами войны прошагать довелось. Но внёс Николай Юлин свой неоценимый вклад и в семейную биографию. О долгом и интересном пути клана Юлиных повествуют 25 (!) фотоальбомов, которые Николай Сергеевич любовно оформлял не один год после ухода на заслуженный отдых.

А ещё благодаря именно ему в доме появились и исторические раритеты – подлинные вещи из дома бывшего фабриканта Локалова. В начале революционных событий здание на берегу Которосли, где нынче находится ДДТ, подверглось разграблению, а многое из обстановки продавалось с аукциона. Так, усилиями прадеда, в своё время не пожалевшего денег на приобретение добротных вещей, младшие поколения и спустя почти сто лет имеют возможность сидеть в старинном кресле и держать посуду в прекрасно сохранившейся горке.

ПРОДОЛЖАТЕЛИ ДИНАСТИИ

На долю третьего поколения гавриловямцев Юлиных тоже выпало немало испытаний. Полуголодное военное детство и недетские заботы, которые легли на плечи подростков – заготовка дров, отоваривание хлебных карточек в километровых многочасовых очередях. Да и уход за садом-огородом, уборка в доме тоже были зачастую обязанностями мальчишек и девчонок, т. к. родители трудились по 10 – 12 часов в сутки. Нина и Володя Юлины также хлебнули военного лиха. Да и после Победы сразу лучше не стало.

Ленинградский институт инженеров водного транспорта – вожделённую мечту детства – пришлось оставить, т. к. через полтора года учёбы вопрос для студента из глубинки встал ребром: или работа или голодная смерть. Совмещать постижение азов науки и заботу о хлебе насущном у многих мальчишек послевоенной поры не всегда получалось. Зато поистине поворотным моментом в судьбе Владимира Юлина стала служба в армии, открывшая для него дорогу на курсы переводчиков немецкого языка. И хотя учёба давалась порой нелегко – ежедневные шестичасовые занятия и 50 непременно выученных слов, в жизни полученные знания ой как пригодились.

Восемь с лишним лет службы в тогдашней ГДР запомнились надолго. А о прекрасной подготовке советских переводчиков говорит лишь один небольшой факт.

– Было это на острове Рюген, – вспоминает Владимир Николаевич, – зашёл как-то в нашу комендатуру местный житель со своими проблемами. Комендант вызвал меня и по­просил переводить. После первых же «перетолмаченных» слов бюргер затребовал рус­ского переводчика, решив, что я такой же немец.

А ещё во время пребывания за пределами Союза Владимир Николаевич успел жениться на Валечке Кукиной, с которой вместе учился с шестого класса, и родить сына Вадима. Уже на Родине увидели свет ещё двое продолжателей славного рода – Николай и Сергей.

НАДЁЖНЫЙ ПРИЧАЛ

И хотя всё же на довольно долгий срок, более двух десятков лет, с родительским домом пришлось расстаться, при малейшей возможности Владимир с супругой и детьми навещали стариков. Причём делали это довольно часто, ведь жизнь и работа в Ярославле, в политехниче­ском институте, позволяла бывать в родном Гаврилов-Яме практически каждые выходные.

За эти годы выросли и получили высшее образование сыновья, двое из которых расстались с городом детства, ушли из жизни Николай Сергеевич и Клавдия Ивановна. Но родительский дом не остался пустовать. Оставив ярослав­скую квартиру внукам, на улице Коминтерна обосновались Владимир Николаевич и Валентина Ивановна. А за госте­приимным семейным столом вновь зазвучали голоса сыновей, их жён и многочисленных детей.

Сейчас Юлиных-самых младших – семеро, и их портреты в рамочках украшают целую стену в доме предков. Это значит, что не прерывается династия, продолжается в потомках. И старый дом вновь радуется счастью тех, кто поддерживает в нём жизнь вот уже восемь десятков лет. Так продолжалось бы, наверное, ещё долго, если бы не пожар, случившийся два года назад. Казалось бы, на этом и должно было закончиться земное существование родового гнезда Юлиных, но они не дали этому случиться.

В восстановлении наследия предков приняли участие все – от мала до велика, кто в выходные, кто в отпуск приезжали в родные пенаты и работали, работали…

Сегодня обновлённый, получивший второе рождение родительский дом вновь полон звонких голосов и по-прежнему, как и много лет назад, гордо смотрит на улицу Коминтерна широко раскрытыми глазами трёх окон из-под резных наличников.

И дай бог, чтобы он ещё долго оставался надёжным причалом для потомков дружного клана Юлиных, так богатого традициями и любовью к своим корням, своей малой родине.